РП Основы религиозных культур и светской этики

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных
культур и светской этики» (предметная область «Основы религиозных культур и светской
этики») (далее соответственно – программа по ОРКСЭ, ОРКСЭ) включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по основам
религиозных культур и светской этики, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОРКСЭ, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в 4 классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по ОРКСЭ включают личностные,
метапредметные результаты, а также предметные достижения обучающегося за весь период
обучения на уровне начального общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по ОРКСЭ на уровне начального общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору: «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы
светской этики». Выбор модуля осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому
учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели
обучения, требования, которые представлены в ФГОС НОО, и специфика содержания
каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и
метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся независимо от
изучаемого модуля. Поскольку предмет изучается один год (4 класс), все результаты
обучения представляются за этот период. Целью программы по ОРКСЭ является
формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа Российской Федерации, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений.
Основными задачами программы по ОРКСЭ являются:
– знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);
– развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей
в жизни личности, семьи, общества;
– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных, формирование ценностносмысловой сферы личности с учётом
мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
– развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога. Основной методологический принцип реализации программы по ОРКСЭ –
культурологический подход, способствующий формированию у обучающихся
первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике,

основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина
в Российской Федерации.
Культурологическая направленность программы по ОРКСЭ способствует развитию
у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и
светских традиций народов Российской Федерации, формированию ценностного
отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама,
иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к
преподаванию учебного предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной
деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по
деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный
подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе
активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией,
обсуждения разных точек зрения и другие.
Предпосылками усвоения обучающимися содержания программы по ОРКСЭ
являются психологические особенности обучающихся, завершающих обучение на уровне
начального общего образования: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие
авторитета взрослого. Естественная открытость обучающихся уровня начального общего
образования, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность,
остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и
на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений становится предпосылкой
к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к
собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что
обучающиеся с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные
поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне
восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением
нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих
образцы нравственно ценного поведения.
В рамках освоения программы по ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей
по основам религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к
участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине.
Общее число часов, рекомендованных для изучения ОРКСЭ, ‒ 34 часа (один час в
неделю в 4 классе).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во
что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России.
Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги христианства, ислама,
иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях
народов России. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма.

Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные ценности. Долг,
свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные
проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из
форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах
разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция)
в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше
время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные
ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ














Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
– понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости
за свою Родину;
– формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
– понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
– понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи,
общества;
– осознавать право гражданина Российской Федерации исповедовать любую традиционную
религию или не исповедовать никакой религии;
– строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения
договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение независимо от
принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
– соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;
– строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной
жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при
необходимости прийти на помощь;
– понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;


























– понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты:
– овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности,
поиска оптимальных средств их достижения;
– формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
– совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных
ситуациях; использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
– совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
– овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
– овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умения договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
– ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль,
этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в
разных религиях (в пределах изученного);
– использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской
этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
– применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, подготавливать выводы на основе изучаемого фактического
материала;
– признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
– выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
Работа с информацией:
– воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и (или) к гражданской этике;
– использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной
учебной задачей (текстовую, графическую, видео);

























– находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого
входа);
– анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
– использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
– соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;
– создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и
оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской
этике.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
– проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние
своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;
– проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
– анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
– выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять
нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности,
нечестности, зла;
– проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание
больше узнавать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
– выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей
работе, объективно их оценивать;
– владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить;
терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
– подготавливать индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по ОРКСЭ:





Модуль «Основы православной культуры»:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
– выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и
роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;






























– выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре,
традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность,
послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное
содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей
Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило
нравственности» в православной христианской традиции;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и
других людей) с позиций православной этики;
– раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине
мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе
Христе как Спасителе, Церкви;
– рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет,
Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях,
богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения,
Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
– рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор,
алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и
священнослужителями;
– рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово
и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
– раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам,
старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
– распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
– рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи;
выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
– излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной
традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в
становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри,
святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических
норм религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать согласно своей
совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
– называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.




























Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
– выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования
и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России
(православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье,
между людьми;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода,
ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре
народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило
нравственности» в религиозных традициях;
– соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в
традиционных религиях народов России;
– раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине
мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий;
– рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия,
Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного
культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–
2 примера);
– рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных
религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими;
– рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника
каждой традиции);
– раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие,
ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных
религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях
народов России;
– распознавать религиозную символику традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять
своими словами её значение в религиозной культуре;
– рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России
(православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных
особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма
(архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или
звуковой среды);
– излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении
культуры народов России, российского общества, российской государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и
культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе
(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических
норм религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать согласно своей
совести;
























– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
– называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными
религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в традиционных религиях народов России.
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
светской этики» должны отражать сформированность умений:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
– выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования
и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
– рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском
обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях
человека и гражданина в России;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики
(справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие,
добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе;
объяснять «золотое правило нравственности»;
– высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и
нормы этикета, приводить примеры;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и
других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
– раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и
культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение
чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных,
охрана окружающей среды;
– рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества;
российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники);
российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх),
религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России),
праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни
человека, семьи;
– раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на
основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и
забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях;
уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;

















– распознавать российскую государственную символику, символику своего региона,
объяснять её значение, выражать уважение российской государственности, законов в
российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
– рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие,
честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
– рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и
природных достопримечательностях своего региона;
– раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах
образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
– объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской
государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и
культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе,
оформлению и представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических
норм российской светской (гражданской) этики и внутренней установки личности
поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
– называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными
религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в российской светской (гражданской) этике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
4 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

1

Россия — наша
Родина

2

Культура и
религия.
Введение в
православную
духовную
традицию

Количество часов
Контро Практи
Все
льные
ческие
го
работы работы

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

1

МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4

2

МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий,
рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями.
Читать и отвечать на вопросы по прочитанному. Размышлять о роли духовных
традиций народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества, духовном
мире человека.
Называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями являются православие, ислам, буддизм, иудаизм.
Использовать ключевые понятия учебной темы в устной и письменной речи,
применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности.
Осознавать ценность дружеских отношений между людьми.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий,
рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями.
Читать и отвечать на вопросы по прочитанному. Размышлять о роли духовных
традиций народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества, духовном
мире человека.
Называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями являются православие, ислам, буддизм, иудаизм.
Использовать ключевые понятия учебной темы в устной и письменной речи,
применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности.
Осознавать ценность дружеских отношений между людьми.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Выделять тему и идею учебного текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать
на них.
Объяснять соотношение культуры и религии, сущность культуры, значение религии
как духовной культуры человека, народа, общества.
Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках русской культуры в
православной религии.

ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4

3

Во что верят
православные
христиане

4

Добро и зло в
православной
традиции.
Золотое
правило
нравственности
. Любовь к
ближнему

4

5

Отношение к
труду. Долг и
ответственност
ь

2

МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4

6

Милосердие и

2

МЭШ 4 класс

4

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Использовать ключевые понятия темы в устной и письменной речи, применять их при
анализе и оценке фактов действительности.
Раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице, Творении, человеке,
Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви.
Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов;
соотносить прочитанное с личным жизненным опытом.
Рассказывать о том, как вера в Бога влияет на поступки людей, что такое молитва, кто
такие
святые, что такое Священное Предание Церкви, что его составляет, о Священном
Писании (Библии), Ветхом и Новом Заветах.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Рассказывать о том, что такое заповеди Бога, какие заповеди Бог дал Моисею.
Анализировать содержание Десяти ветхозаветных заповедей с религиозной и
нравственноэтической точки зрения.
Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм жизни
(свобода, разум, совесть, доброта, любовь).
Рассказывать о нравственных заповедях Иисуса Христа – Заповедях Блаженства, их
соотношении с Десятью ветхозаветными заповедями.
Объяснять понимание в православном христианстве, кто такой ближний, что означает
любовь к ближнему, как понимается в православной традиции «золотое правило
нравственности» (поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили),
о святости и святых в православной традиции.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Читать и пересказывать учебный текст.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника.
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
Рассказывать о грехопадении Прародителей, о заповедях, о роли труда в жизни
православных христиан.
Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в беседе.
Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний.
Соотносить изученное с примерами из жизни, литературных произведений.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни (заботиться о

сострадание

7

Православие в
России

https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4

5

8

Православный
храм и другие
святыни

3

9

Символический
язык
православной
культуры:
христианское
искусство
(иконы,
фрески,

6

МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4

других, любить друг друга, сочувствовать, не лениться, не лгать).
Раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре,
традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, спасение), Заповедей Блаженства.
На примере милосердия и сострадания объяснять нравственный идеал православной
культуры.
Выражать первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики, понимания
милосердия и сострадания в православной культуре.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Рассказывать, как христианство пришло на Русь, о Крещении Руси равноапостольным
князем Владимиром, почему Русь называют Святой, о русских святых, житиях
святых.
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.
Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов,
участвовать в беседе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Уметь рассказывать о праздновании Крещения Руси, Дней славянской письменности
и культуры
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Соотносить
содержание текста с иллюстративным рядом.
Рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм,
притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами
и священнослужителями, богослужениях в храмах, Таинствах, о монашестве и
монастырях в православной традиции.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст.
Распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл и
значение в православной культуре.
Рассказывать о художественной культуре в православной традиции, о церковном
пении, иконописи, особенностях икон в сравнении с картинами. Называть
православные праздники, объяснять их значение (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), о православных постах, назначении
поста в жизни православных христиан. Проверять себя и самостоятельно оценивать

церковное
пение,
прикладное
искусство),
православный
календарь.
Праздники

10

Христианская
семья и её
ценности

Любовь и
уважение к
Отечеству.
Патриотизм
11
многонационал
ьного и
многоконфесси
онального
народа России
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

свои достижения. Православные праздники: «Воскресение Христово (Пасха)»,
«Рождество Христово», «День славянской письменности и культуры», «День семьи,
любви и верности»

МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4

3

2

34

0

0

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст.
Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое православная семья,
Таинство Венчания, о взаимоотношениях в православной семье на примерах житий
святых, литературных произведений.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Раскрывать основное содержание норм отношений в православной в семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей и родителей.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
коммуникативными задачами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Праздник «День семьи, любви и верности»
Закреплять и систематизировать представления о духовных традициях
многонационального народа России, духовном мире человека, религии, религиях
народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества. Проводить
соотношение между религией и Отечеством, объяснять отношение православных
христиан к Отечеству, защите Родины, патриотизму.
Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями, делать выводы.
Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ"
4 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Контро Практи
Все
льные
ческие
го
работы работы

1

Россия — наша
Родина

1

2

Культура и
религия.
Возникновение
религий.
Мировые
религии и
иудаизм.
Основатели
религий мира

4

3

Священные
книги
христианства,
ислама,
иудаизма и
буддизма

2

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4

МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Пользоваться условными обозначениями учебника.
Вести учебный, межкультурный диалог.
Различать способы и средства познания духовных традиций.
Оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности.
Понимать значение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи,
общества.
Осознавать ценность дружеских отношений между людьми
Понимать значение понятий: ритуал, материальная культура и духовная культура,
пантеон, Завет, вера в Единого Бога, иудаизм, христианство, ислам, буддизм.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Рассказывать об основных религиях, распространённых на территории России; о
взаимосвязи и взаимовлиянии культуры, истории и религии, о предпосылках
возникновения и нравственных основах религий; о первых религиях, об истории
возникновения иудаизма, христианства, ислама и буддизма. Работать с картой.
Различать традиционные и нетрадиционные религии.
Сопоставлять особенности мировых и национальных религий.
Определять религиозные основы отдельных явлений культуры.
Выявлять в них общность и различие, приводить примеры.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Понимать значение понятий: Трипитака, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет,
Евангелие, Коран.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Рассказывать о священных книгах буддизма, иудаизма, христианства, ислама.
Определять сходство этических постулатов священных книг религий мира.
Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания
прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного

4

Хранители
предания в
религиях мира

2

5

Добро и зло

2

6

Человек в
религиозных
традициях
народов России

2

7

Священные
сооружения

2

31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4

МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4

МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,

высказывания.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Понимать значение понятий: жрец, раввин, епископ, священник, имам, лама.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Рассказывать о том, когда появились хранители предания; кто такие жрецы; какую
роль в иудаизме играют раввины; об иерархии христианской церкви; об организации
мусульманской общины; о буддистской сангхе и ламах
Понимать значение понятий: добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние – в контексте
религиозных традиций мира.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Рассказывать о причинах появления зла и возможностях его преодоления в контексте
традиций буддизма, христианства, ислама и иудаизма.
Соотносить понятия добра и зла с личным опытом, опытом других людей.
Устанавливать связи полученных знаний со знаниями по литературному чтению и
окружающему миру. Проверять себя и самостоятельно оценивать содержание
прочитанного текста
Понимать значение понятий: молитва, таинство, намаз, мантра.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Рассказывать об основных действиях верующего человека в религиозных традициях
мира, о том, что делает верующий человек для общения с Богом, что такое молитва,
таинство, намаз, мантра.
Приводить примеры религиозного поведения людей из личного опыта и опыта других
людей, из литературных источников.
Выражать позитивное ценностное отношение к поведению религиозных людей.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Понимать значение понятий: синагога, церковь, мечеть, ступа, пагода.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Рассказывать о назначении и устройстве синагоги, христианской церкви, мечети,
ступы и пагоды.
Выявлять общность и различия в устройстве и назначении священных сооружений.
Осознавать при нахождении в священных сооружениях необходимость соблюдения
правил поведения, принятых в соответствующей религиозной общине.

8

Искусство в
религиозной
культуре

2

9

Творческие
работы
учащихся

2

10

Религиозная
культура
народов России

2

11

Религиозные
ритуалы.

4

31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4

МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4

МЭШ 4 класс
https://uchebnik.

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Понимать роль искусства в религиозных культурах.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Рассказывать об общих особенностях искусства в христианстве, исламе, иудаизме,
буддизме.
Устанавливать взаимосвязь особенностей религиозного искусства с традициями веры.
Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и
окружающему миру, для осмысления взаимосвязи светского и религиозного
искусства.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы
религиозных культур народов России», о содержании учебного проекта и способах
его реализации.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать
самостоятельную работу.
Работать в группе.
Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою
деятельность.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Рассказывать об основных этапах возникновения и развития православия и других
религий в России, о том, как и почему на Руси выбрали христианскую веру, какую
роль сыграло православие в истории России, какую роль в истории России сыграли
люди, исповедовавшие ислам, буддизм, иудаизм, католическую и протестантскую
веру.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Работать в группе и представлять результаты коллективной работы.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.
Аргументировать свою точку зрения.
Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Понимать значение понятия «обряды», паломничество, реликвии, мощи.
Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое обряды

Обычаи и
обряды

12

Праздники и
календари

13

Религия и
мораль.
Нравственные
заповеди в
христианстве,
исламе,
буддизме и
иудаизме

2

14

Милосердие,
забота о

1

2

mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4
МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4
МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372

(ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в христианстве, исламе,
буддизме и иудаизме; о паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Осознавать: важность толерантного отношения к обычаям и обрядам различных
религиозных культур; этический смысл паломничеств и святынь в религиозных
традициях.
Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания
прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного
высказывания.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Понимать значение понятий: паломничество, реликвии, мощи.
Рассказывать о паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Осознавать этический смысл паломничеств и святынь в религиозных традициях.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Рассказывать о главных праздниках иудеев, христиан, мусульман, буддистов.
Осознавать важность толерантного отношения к праздникам и обычаям различных
религиозных культур.
Работать в группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать
иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и
самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и христианства, о нравственном
учении ислама, о буддийском учении, о поведении человека.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Объяснять, что общее в учениях традиционных религий.
Развивать ценностное отношение к собственным поступкам.
Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и
окружающему миру, для осмысления нравственного содержания религий.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Объяснять нравственный смысл милостыни.
Прогнозировать содержание урока.

слабых,
взаимопомощь

55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4

15

Семья и
семейные
ценности

1

16

Долг, свобода,
ответственност
ь, труд

1

17

Любовь и
уважение к
Отечеству

1

18

Обобщающий
урок.
Подведение
итогов

1

МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4
МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Рассказывать о традициях милосердия в иудаизме, христианстве, исламе и буддизме,
о том, как разные религии учат состраданию, милосердию и помощи людям.
Понимать необходимость проявления милосердия в собственном поведении.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Рассказывать о том, как традиционные религии России относятся к семье.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Понимать необходимость ответственного отношения к семейным ценностям.
Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и
окружающему миру, для осмысления ценности семьи в светской и религиозной
традиции.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Понимать значение понятий: долг, свобода, ответственность, труд – в контексте
традиционных религий.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Использовать личный опыт, опыт других людей, знания, полученные на уроках по
литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности долга,
ответственности, труда в светской и религиозных традициях.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Рассказывать об исторических этапах становления духовных традиций в России.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Объяснять значение духовных традиций народов России, важность их изучения и
сохранения.
Сопоставлять понятия «духовная традиция», «патриотизм», «Отечество»,
«служение».
Размышлять о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в
жизни человека, семьи, общества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы
религиозных культур народов России», о содержании учебного проекта и способах
его реализации.
Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать
самостоятельную работу.
Работать в группе.
Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою
деятельность.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
4 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Контро Практи
Все
льные
ческие
го
работы работы

1

Россия — наша
Родина

1

2

Этика и её
значение в
жизни
человека.
Нормы морали.
Нравственные
ценности,
идеалы,
принципы

8

3

Государство и
мораль
гражданина.
Основной
Закон
(Конституция)
в государстве
как источник
российской
гражданской
этики

1

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4
МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Использовать ключевые понятия учебной темы в устной и письменной речи,
применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности.
Рассказывать о роли культурных традиций в жизни народов России, о значении
культурных традиций в жизни человека, семьи, народа, общества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Приводить примеры единения народов России (например, праздники)
Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи, рассматривать
иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями.
Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла, моральных ценностей,
идеалов.
Высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества, государства.
Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм в жизни
человека,
общества, раскрывать понимание «золотого правила этики».
Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Читать и понимать учебный текст, объяснять значение слов (терминов и понятий) с
опорой на текст учебника.
Выражать понимание нравственного долга и ответственности человека в российском
обществе, государстве.
Рассказывать о российской гражданской этике как общепринятых в российском
обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
конституционных правах, свободах, обязанностях человека.
Раскрывать основное содержание норм российской гражданской этики
(справедливость, ответственность, ценность и достоинство человеческой жизни,
взаимоуважение, уважение к старшим, к труду, свобода совести, свобода
вероисповедания, забота о природе, историческом и культурном наследии и др.).

55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4

4

Образцы
нравственности
в культуре
Отечества,
народов
России.
Природа и
человек

8

5

Праздники как
одна из форм
исторической
памяти

2

6

Семейные
ценности.
Этика
семейных
отношений

1

7

Трудовая
мораль.
Нравственные
традиции
предпринимате

3

МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4
МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video

Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни в обществе.
Рассуждать о нравственных нормах на примерах образцов поведения людей,
исторических и литературных героев, защитников Отечества в истории России и
современности.
Рассуждать о возможности и необходимости бережного отношения к природе и
личной ответственности за это каждого человека.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного
поведения в культуре Отечества».
Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и
окружающему миру, для осмысления примеров нравственного поведения людей в
истории и культуре Отечества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Объяснять значение праздников как одной из форм исторической памяти народа,
общества, их значение для укрепления единства народа, общества.
Рассказывать о российских праздниках (государственные, народные, религиозные,
семейные), День народного единства, День защитников Отечества и др., о праздниках
в своём регионе, местности проживания.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов,
участвовать в беседе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст.
Раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
взаимной любви и уважения, любовь и забота родителей о детях; любовь и забота
детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших.
Рассказывать о семейных традициях народов России, приводить примеры.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний.
Рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России, приводить примеры.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст.
Высказывать суждения оценочного характера о трудолюбии, честном труде, об

льства

8

9

Что значит
быть
нравственным
в наше время.
Методы
нравственного
самосовершенс
твования

Этикет

Любовь и
уважение к
Отечеству.
Патриотизм
10
многонационал
ьного и
многоконфесси
онального
народа России
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4

6

МЭШ 4 класс
https://uchebnik.
mos.ru/catalogu
e?aliases=lesson
_template,video
_lesson,video&s
ubject_program
_ids=31937283,
31937351,31937
275,31937270,3
2101982,319372
55,33604648,31
937288&class_l
evel_ids=4

2

2

34

0

0

уважении к труду, к трудящимся людям, результатам труда (своего и других людей).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Выражать своими словами понятия урока.
Приводить примеры нравственных поступков, оценивать поступки свои и других
людей.
Соотносить нравственные нормы с анализом личного опыта поведения.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного
поведения людей в современной жизни».
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Размышлять и рассуждать на темы правил поведения в обществе.
Различать нравственные нормы и правила этикета, приводить примеры.
Объяснять взаимосвязь этики и этикета, целесообразность правил этикета.
Рассказывать о правилах этикета в разных жизненных ситуациях, приводить
примеры, использовать народные пословицы и поговорки.
Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета в разных ситуациях.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Применять
навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
коммуникативными задачами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Закреплять и систематизировать представления о российской светской этике,
духовно-нравственной культуре многонационального народа России, их значении в
жизни человека, семьи, российского общества.
Сопоставлять понятия «патриотизм», «Отечество», «многонациональный народ
России», «служение», соотносить определения с понятиями, делать выводы.
Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
4 КЛАСС
Количество часов
Контро Практи
Все
льные
ческие
го
работы работы

№
п/п

Тема урока

1

Вводный урок

1

2

Россия – наша Родина

1

3

Культура и религия

1

4

Как христианство
пришло на Русь

1

5

Бог, мир, человек

1

6

Библия

1

7

Ошибка первых людей

1

8

Вдали от рая

1

9

В ожидании Спасителя

1

10

Десять заповедей

1

13

Благовещение.
Рождество Христово
Богоявление.
Искушение в пустыне
Нагорная проповедь

14

Евангельские притчи

1

15

Крест

1

16

Пасха

1

17

Итоговые учебные
проекты

1

18

Храмы России

1

19

Икона

1

20

Церковнославянский
язык

1

21

Православная молитва

1

11
12

1
1
1

Дата
изуче
ния

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Урок «Россия — наша Родина» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/2299493?menuReferrer=ca
talogue
Урок «Православие в России» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/61686?menuReferrer=catal
ogue
Видео «Как произошел наш мир»
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/10972291?menuReferrer=cat
alogue
Видео «Сотворение человека. Первый
грех» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/10972245?menuReferrer=cat
alogue
Видео «Заповеди» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/10218358?menuReferrer=cat
alogue
Видео «Рождество Христово» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/9971261?menuReferrer=catal
ogue
Видео «Духовные притчи. Какой
подвиг важнее?» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/9643281?menuReferrer=catal
ogue
Видео «Традиции праздника Пасха
Христова» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/10017616?menuReferrer=cat
alogue
Урок «Православный храм» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/62486?menuReferrer=catal
ogue
Урок «Христианское искусство: иконы,
фрески, церковное пение» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/73770?menuReferrer=catal
ogue
Видео «Молитва Богу» (МЭШ)

22

Церковь

1

23

Причастие

1

24

Покаяние

1

25

Подвиг

1

26

Брак

1

27

Родители и дети

1

28

Монашество

1

29

Труд и творчество

1

30

Любовь – вершина
добродетелей

1

33

Суд Божий и суд
человеческий
Отечество земное и
небесное
Итоговый опрос

34

Итоговый урок

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

31
32

https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/10774962?menuReferrer=cat
alogue
Урок «Православные таинства» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson
/65961/view
Урок «Подвиг христианской жизни»
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/2182374?menuReferrer=ca
talogue
Урок «Христианская семья и её
ценности. Портрет мамы» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/1093354?menuReferrer=ca
talogue
Урок «Любовь к ближнему» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/26697?menuReferrer=catal
ogue
Урок «Бог — Творец мира» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material/b5066a3
5-2dec-464b-b1b5-a52265901d4d

1
1

Видео «Благовещение Пресвятой
Богородицы» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/10601535?menuReferrer=cat
alogue

1

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
4 КЛАСС
Количество часов
Практ
Контрол ическ Дата
изучен
Все
ьные
ие
ия
го
работы
работ
ы

№
п/п

Тема урока

1

Вводный урок

1

2

Вводный урок

1

3

Россия – наша Родина

1

4

Культура и религия

1

5

Культура и религия

1

6

Возникновение первых
религий

1

7

Мировые религии и их
основатели

1

8

Священные книги
религий мира

9
10

1
Хранители предания в
религиях мира

11

12

13
14
15
16
17
18
19

1

1
1

Добро и зло. Понятие
греха, раскаяние и
воздаяния
Человек в религиозных
традициях мира
Священные
сооружения
Искусство в
религиозной культуре
Творческие работы
учащихся

20

1

1
1
1
1
1
1
1
1

21

История религий в
России

1

22

Религиозные ритуалы.

1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Видео «Природа России» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/33069?menuReferrer=catalog
ue
Урок «Россия – наша Родина» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/2903064?menuReferrer=ca
talogue
Видео «Мечеть «Кул-Шариф» в
Казани» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/10369017?menuReferrer=cat
alogue
Урок «Религии мира и их основатели»
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/65982?menuReferrer=catal
ogue
Урок «Священные книги религий
мира» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/4241?menuReferrer=catalo
gue
Урок «Нравственные заповеди в
религиях мира. Религия и мораль
(ислам и буддизм)» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/80873?menuReferrer=catal
ogue
Урок «Религия» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/1307494?menuReferrer=ca
talogue
Урок «Христианское искусство: иконы,
фрески, церковное пение» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/73770?menuReferrer=catal
ogue
Урок «Культурное наследие
христианской Руси» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/2285289?menuReferrer=ca
talogue
Урок «Религиозные ритуалы. Обычаи и

Обычаи и обряды
23

24

1

Паломничество и
святыни

25
26

1
1

Праздники и
календари

27

28

обряды в исламе» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/61450?menuReferrer=catal
ogue
Урок «Святые места, святыни» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/64940?menuReferrer=catal
ogue
Урок «Календари и праздники в
религиях мира» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/66656?menuReferrer=catal
ogue
Урок «Нравственные заповеди в
религиях мира. Религия и мораль
(православное христианство, иудаизм)»
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/51247?menuReferrer=catal
ogue
Урок «Нравственные заповеди в
религиях мира. Религия и мораль
(ислам и буддизм)» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/80873?menuReferrer=catal
ogue
Урок «Любовь и уважение к
Отечеству» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/65145?menuReferrer=catal
ogue
Урок «Проектная работа по теме
"Религии России. Единство народов
России в защите Отечества"» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/les
son_templates/27929?menuReferrer=catal
ogue

1
1

Религия и мораль.
Нравственные
заповеди в
религиозных
культурах

1

29

Милосердие, забота о
слабых, взаимопомощь

1

30

Семья

1

31

Долг, свобода,
ответственность, труд

1

32

Любовь и уважение к
Отечеству

1

33

Итоговый урок

1

34

Итоговый урок

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
4 КЛАСС
Количество часов
Практ
Контрол ическ Дата
изучен
Все
ьные
ие
ия
го
работы
работ
ы

№
п/п

Тема урока

1

Вводный урок

1

2

Добрым жить на белом
свете веселей

1

5

Правила общения для
всех
От добрых правил –
добрые слова и
поступки
Каждый интересен

6

Премудрости этикета

1

7

Красота этикета

1

8

Простые школьные и
домашние правила
этикета

1

3
4

9
10

11
12
13
14

15
16
17

Чистый ручеек нашей
речи
В развитии добрых
чувств – творение
души
Природа – волшебные
двери к добру и
доверию
Чувство Родины
Жизнь протекает среди
людей
Чтобы быть
коллективом…
Коллектив начинается
с меня
Мой класс – мои
друзья
Скажи себе сам
Итоговое творческое
сочинение

1
1
1

1
1

1
1
1
1

1
1
1

18

Жизнь священна

1

19

Человек рожден для
добра

1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Видео "Пальто. История милосердия"
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/2132174?menuReferrer=catal
ogue
Видео "Почему мы так говорим"
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/11484083?menuReferrer=cat
alogue
Видео "Школа хороших манер" (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material/4377cb7
0-cb91-4a04-bed0979dbf61217d?menuReferrer=catalogue
Видео "С чего начинается Родина"
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/11438505?menuReferrer=cat
alogue
Видео "Песенка о доброте и дружбе"
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/11129065?menuReferrer=cat
alogue
Видео "Большой друг" (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/11129143?menuReferrer=cat
alogue
Видео "Школа хороших манер" (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/11081895?menuReferrer=cat
alogue
Видео "Мексиканская сказка
«Вежливый заяц»" (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/10984338?menuReferrer=cat
alogue
Видео "Добро" (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/10809895?menuReferrer=cat
alogue
Видео "Сокровище времён блокады"
(МЭШ)

20
21
22
23

Милосердие – закон
жизни
Жить во благо себе и
другим
Следовать
нравственной
установке
Достойно жить среди
людей

1

1

25

Простая этика
поступков

1

26

Общение и источники
преодоления обид

1

28
29
30
31
32

Человек – чело века

Слово – обращенное к
себе
Итоговое творческое
34
сочинение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33

Урок "Милосердие, забота,
взаимопомощь" (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material/f8a96529
-9d1f-4371-addeec591a5f55aa?menuReferrer=catalogue
Урок "Что такое светская этика"
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/7637002?menuReferrer=catal
ogue

1

Уметь понять и
простить

Ростки нравственного
опыта поведения
Доброте сопутствует
терпение
Действие с приставкой
«со»
С чего начинается
Родина…
В тебе рождается
патриот и гражданин

Видео "Всё, что важно - происходит
рядом с тобой" (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/3768530?menuReferrer=catal
ogue

1

24

27

https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/3768586?menuReferrer=catal
ogue

1

Урок "Добро и зло" (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material/375a293
8-d354-4dc4-8fbd4c367b473a90?menuReferrer=catalogue

1
1

Видео "В.Осеева "Плохо "" (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/3469023?menuReferrer=catal
ogue

1
1

Видео "все по справедливости" (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/5120981?menuReferrer=catal
ogue

1
1

Урок "День космонавтики" (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato
mic_objects/8963391?menuReferrer=catal
ogue

1
1
34

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА






учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4
класс» (авторы: Шемшурин А. А., Брунчукова Н. М., Демин Р. Н. и другие; под редакцией
Шапошниковой Т. Д.);
электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики. 4 класс».
Учебник «Основы православной культуры» авторы Васильева О.Ю., Кульберг А.С. и др.
электронное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры»
Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур народов
России: 4-й класс: учебник; 10-е издание, переработанное Беглов А.Л., Саплина Е.В.,
Токарева Е.С. и др.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ













примерные рабочие программы начального общего образования «Основы религиозных
культур и светской этики» (Институт стратегии развития образования российской
академии образования, М., 2021);
учебник Шемшурина А. И. «Основы светской этики. 4 класс»;
методическое пособие Шемшурина А. И. «Основы религиозных культур и светской
этики».
Учебник «Основы православной культуры» авторы Васильева О.Ю., Кульберг А.С. и др.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс.
Методическое пособие к учебнику под науч. ред. О.Ю.Васильевой
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и
светской этики. Книга для учителя.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://myschool.edu.ru/
https://prosv.ru/product/osnovi-religioznih-kul-tur-i-svetskoi-etiki-osnovi- pravoslavnoi-kul-turi4-klass-metodicheskoe-posobie-k-uchebniku-pod-nauch-red- o-yu-vasil-evoi02/
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/4241?menuReferrer=catalogue


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Билет в будущее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».