Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №37 ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ на заседании педагогического совета Директор МАОУ гимназии №37 Протокол № 2 от 08.09.2021г. _______________/С.Н. Трухина/ __ Приказ № 371-о от 10.09.2021г. ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества образования в МАОУ гимназии №37 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) в МАОУ гимназии №37 (далее – Положение): устанавливает структуру ВСОКО и ее основные направления; регулирует порядок организации и проведения контрольно-оценочных процедур; закрепляет критерии и формы оценки по различным направлениям; определяет состав мониторингов; устанавливает взаимосвязь ВСОКО, ВШК, ВсОШ; учитывает федеральные требования к процедуре самообследования образовательной организации. 1.2. В Положении учтена действующая в РФ система федерального государственного контроля качества образования, подходы к независимой системе оценки качества образования, национальные исследования качества образования и международные сопоставительные исследования качества образования. 1.3. Положение разработано в соответствии: с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства от 26.12.2017 № 1642; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115; ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413; Порядком проведения самообследования в образовательной организации, утвержденным приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462; приказом Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; уставом МАОУ гимназии №37; локальными нормативными актами МАОУ гимназии №37. 1.4. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры: внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) – функциональное единство локальных регуляторов, процедур и методов оценки, обеспечивающих получение своевременной, полной и объективной информации о соответствии образовательной деятельности МБОУ «Средняя школа № 1» требованиям ФГОС и потребностям участников образовательных отношений; внутришкольный контроль (ВШК) – административный ресурс управления качеством образования, вспомогательный инструмент для организации функционирования ВСОКО, аккумулирующий ее процедуры; всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) - система ежегодных предметных олимпиад для обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы, от школьного до муниципального, регионального и всероссийского уровня. качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (п. 29 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) независимая оценка качества образования (НОКО) – регламентируемый на федеральном уровне инструмент внешней оценки качества образования, осуществляемой официально уполномоченным оператором; основная образовательная программа (ООП) – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, структура которых задана требованиями ФГОС общего образования; оценка – установление соответствия; диагностика – контрольный замер, срез; мониторинг – протяженное во времени системное наблюдение за управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга; мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения; ГИА – государственная итоговая аттестация; ФПУ – федеральный перечень учебников; ИКТ– информационно-коммуникационные технологии; УУД– универсальные учебные действия; ВПР – всероссийские проверочные работы; PISA– международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, а также общероссийское исследование качества образования по модели PISA; НИКО – национальное исследование качества образования. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОМПОНЕНТЫ ВСОКО 2.1. В МАОУ гимназия №37 ВСОКО включает: локальные регуляторы: локальные нормативные акты, программно-методические документы; должностных лиц, субъектов оценки; направления оценки; критерии и показатели по каждому направлению; оценочные процедуры, формы и методы оценки; информационно-аналитические продукты; компьютерные программы и сервисы. 2.2. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал и сроки проведения процедур ВСОКО устанавливаются ежегодно приказом руководителя МАОУ гимназии №37. 2.3. В рамках ВСОКО в МАОУ гимназии №37 оцениваются направления: качество образовательных результатов обучающихся; качество реализации образовательной деятельности; качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность. 2.4. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего учебного года в соответствии с планом функционирования ВСОКО, который составляется ежегодно. 2.5. Результаты функционирования ВСОКО обобщаются и фиксируются в ежегодном отчете о самообследовании МАОУ гимназии №37. 3. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 3.1. В качестве объекта оценки образовательных результатов реализации ООП МАОУ гимназия №37 по уровням общего образования, разработанных на основе ФГОС, выступают: предметные результаты обучения; метапредметные результаты обучения; личностные результаты; достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня; удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов. 3.2. Оценка достижения планируемых результатов освоения образовательных программ включает: текущий поурочный контроль; текущий диагностический контроль; промежуточную аттестацию; анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных работ; итоговую аттестацию по предметам, не выносимым на ГИА; анализ результатов ГИА. 3.3. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся регулируются положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. 3.4. Оценка образовательных результатов позволяет выявить обучающихся, осваивающих учебный материал на базовом, повышенном и высоком уровнях. Уровневый подход обязателен при разработке оценочных средств по каждому тематическому разделу каждой рабочей программы предмета, курса или дисциплины учебного плана. 3.5. Отметки по результатам оценки зависят прежде всего от уровня выполненного задания. Задание базового уровня даже при условии его правильного выполнения отмечается баллом «3» и не более. Задание повышенного уровня даже при условии его правильного выполнения отмечается баллом «4» и не более. Баллом «5» отмечаются правильно выполненные задания высокого уровня сложности. 3.6. Оценочные средства с уровневым подходом разрабатываются профессиональными объединениями педагогов одновременно с составлением рабочей программы учебного предмета, курса или дисциплины учебного плана и проходят внутреннюю экспертизу методического совета МАОУ гимназии №37. Обновление оценочных средств осуществляется по мере необходимости. Обновленные оценочные средства также проходят внутреннюю экспертизу методического совета МАОУ гимназии №37 3.7. Информация о достижении каждым обучающимся планируемых результатов освоения рабочей программы учебного предмета, курса или дисциплины учебного плана фиксируется в сводной ведомости успеваемости. 3.8. Анализ динамики образовательных результатов каждого обучающегося, начиная с 4-го класса, проводит классный руководитель и отражает это в характеристике, направляемой родителям (законным представителям) обучающихся по окончании учебного года. 3.9. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП, реализуемых в МАОУ гимназии №37, проводится в соответствии с планом мониторинга метапредметных результатов по критериям, указанным в программах формирования/развития УУД по уровням общего образования. 3.10. Личностные образовательные результаты не подлежат прямой оценке, но в обязательном порядке организуется мониторинг личностного развития обучающихся. Предметом мониторинга выступает уровень сформированности образовательных результатов, зафиксированных в ООП, реализуемых в МАОУ гимназии №37. Формы мониторинга и сроки его проведения устанавливаются руководителем МАОУ гимназии №37 в приказе. 3.11. Оценка удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся качеством образовательных результатов проводится в соответствии с планом функционирования ВСОКО на основании опросов и анкетирования. 4. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.1. Оценке подлежат ООП, реализуемые в МАОУ гимназии №37. Оценка ООП соответствующего уровня общего образования проводится на этапе разработки ООП на предмет соответствия требованиям ФГОС общего образования и ежегодно в августе – на предмет актуальности ООП. Критерии оценки: соответствие структуры ООП уровней общего образования требованиям ФГОС; соответствие рабочих программ содержательного раздела локальным требованиям к оценочным модулям рабочих программ; соответствие формируемой части учебного плана запросам участников образовательных отношений. 4.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится только на этапе их внесения в школьный реестр дополнительных общеобразовательных программ по параметрам: соответствие тематики программы запросу потребителей; наличие документов, подтверждающих этот запрос; соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного образования; соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их наличии); наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов освоения программы обучающимися. 4.3. Оценка ООП в процессе их реализации проводится одновременно с оценкой реализации дополнительных общеобразовательных программ, мониторингом качества преподавания и оценкой удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) реализацией образовательной деятельности. 4.4. Оценка удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) реализацией образовательной деятельности проводится в соответствии с планом функционирования ВСОКО на основании опросов и анкетирования. Критерии оценки: степень удовлетворенности качеством преподавания предметов; степень удовлетворенности внеурочной деятельностью; степень удовлетворенности услугами дополнительного образования. 5. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5.1. Структура оценки условий, обеспечивающих образовательную деятельность в МАОУ гимназии №37, разрабатывается на основе требований ФГОС к кадровым, финансовым, психолого-педагогическим, материально-техническим и информационно-методическим условиям. 5.2. Оценка условий, обеспечивающих образовательную деятельность в МАОУ гимназии №37, проводится в течение учебного года согласно плану функционирования ВСОКО. Оценка условий, обеспечивающих образовательную деятельность, предусматривает проведение контроля состояния условий на основе критериев, указанных в приложении 1. 5.3. Помимо обязательной оценки качества условий, проводится оценка условий реализации текущих проектов региона, в которых участвует МАОУ гимназия №37. 5.4. Оценка удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) условиями, обеспечивающими образовательную деятельность, проводится в соответствии с планом функционирования ВСОКО на основании опросов и анкетирования по вопросам качества работы педагогического коллектива и взаимодействия семьи и МАОУ гимназии №37. 6. МОНИТОРИНГ В РАМКАХ ВСОКО 6.1. Цель мониторинга – путем сбора, обобщения и анализа информации определить состояние объекта наблюдения, определить его направления развития в соответствии с требованиями ФГОС уровней общего образования и принять объективные управленческие решения по результатам наблюдения, направленные на повышение качества объекта. 6.2. Формы, направления, процедуры проведения и технологии мониторинга определяются приказом руководителя МАОУ гимназии №37. 6.3. В рамках ВСОКО в МАОУ гимназии № 37 проводятся мониторинги: предметных результатов обучающихся; метапредметных результатов обучающихся; личностных результатов обучающихся; адаптации обучающихся 1-х, 5-х, 10-х классов; здоровья обучающихся; качества преподавания учебных предметов. 6.4. По инициативе участников образовательных отношений и (или) в рамках программы развития МАОУ гимназия №7 могут разрабатываться и проводиться иные мониторинги. Перечень текущих и новых мониторингов фиксируется приказом руководителя МАОУ гимназии №37. 6.5. Мероприятия, проводимые в рамках мониторингов, и сроки их проведения определяются в планах мониторингов, которые составляются на учебный год. Периодичность подведения промежуточных и итоговых результатов, а также формы отчетности по каждому мониторингу определяются в плане функционирования ВСОКО. 7. ВЗАИМОСВЯЗЬ ВСОКО И ВШК 7.1. ВШК подчинен ВСОКО и осуществляется в пределах направлений ВСОКО. ВШК конкретизирует и поэтапно отслеживает реализацию содержания ВСОКО. 7.2. ВШК проводится в течение всего учебного года в соответствии с планом ВШК, который составляется ежегодно. 7.3. ВШК проводится в отношении эффективности педагогической системы гимназии и организации образовательного процесса в ходе реализации образовательных программ. 7.4. Результаты ВШК фиксируются в справках, которые могут использоваться при подведении итогов ВСОКО, в отчете о самообследовании МАОУ гимназии №37. 7.5. Должностные лица одновременно могут выступать субъектами ВСОКО и субъектами ВШК. 8. ВЗАИМОСВЯЗЬ ВСОКО И ВсОШ 8.1. Школьный этап ВсОШ организуется гимназией; проводится в сентябре — октябре; участие могут принимать желающие учащиеся 4—11 классов; проводится по заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями муниципального этапа ВсОШ Муниципальный этап ВсОШ организуется органами местного самоуправления в сфере образования; проводится в ноябре — декабре; участие могут принимать учащиеся 7—11 классов, ставшие победителями и призёрами предыдущего этапа, а также победители и призёры муниципального этапа предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в гимназии; проводится по заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями регионального этапа ВсОШ. Региональный этап ВсОШ организуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования; проводится в январе — феврале; участие в нём могут принимать учащиеся 9—11 классов, ставшие победителями и призёрами предыдущего этапа, а также победители и призёры регионального этапа предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в гимназии; проводится по олимпиадным заданиям, разработанным центральной предметно-методической комиссией ВсОШ. Заключительный этап ВсОШ организуется Министерством просвещения Российской Федерации; проводится в марте — апреле; участвуют победители и призёры заключительного этапа Олимпиады предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в гимназии, а также победители и призёры регионального этапа ВсОШ текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в заключительном этапе Олимпиады количество баллов, определяемое Министерством просвещения 8.2. Объективность школьного этапа ВсОШ обеспечивает состав комиссии по проведению олимпиады, в состав которой не входят педагоги, преподающие учебный предмет, по которому проводится олимпиада. Объективность результатов и исключение конфликта интересов обеспечивается отсутствием в составе комиссии по проверке работ учителей, преподающих учебный предмет в классах участников олимпиады. Обеспечение объективности проведения школьного этапа ВсОШ обеспечивается также присутствием общественного наблюдателя из числа родителей (законных представителей) учащихся, прошедших подготовку (обучение) и получивших удостоверение общественного наблюдателя. 8.3. Результаты ВсОШ фиксируются в справках, которые могут использоваться при подведении итогов ВСОКО, в отчете о самообследовании МАОУ гимназии №37. 8.4. Организация, проведение и результаты ВсОШ, оценочные процедуры ВсОШ осуществляются в пределах направлений ВСОКО. 9. ДОКУМЕНТЫ ВСОКО 9.1. В рамках ВСОКО ответственные лица готовят справки по результатам оценочных мероприятий, аналитические записки в случае внепланового контроля по одному из направлений ВСОКО и сводные аналитические справки по итогам мониторингов. 9.2. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и утверждается приказом руководителя МАОУ гимназии №37. 10. ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОТНОШЕНИЙ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ 10.1. Оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования предусматривает: внутриорганизационные опросы и анкетирование; учет показателей НОКО. 10.2. Внутриорганизационные опросы и анкетирование проводятся: на этапе разработки ООП – с целью определения части ООП, формируемой участниками образовательных отношений; ежегодно в конце учебного года – с целью выявления динамики спроса на те или иные программы; по графику процедур оператора НОКО. 10.3. Администрация гимназии обеспечивает участие не менее 50 процентов родителей (законных представителей) в опросах НОКО. Приложение 1 к положению о внутренней системе оценки качества образования от 10.09.2021г. Критерии оценки условий, обеспечивающих образовательную деятельность Группа условий Контроль состояния условий Критерии оценки Единица измерения Численность/удель ный вес численности педагогических работников, имеющих высшее Чел./% образование, в общей численности педагогических работников Кадровые условия Численность/удель ный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование Чел./% педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/удель ный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена Чел./% квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: – первая; – высшая Численность/удель Чел./% ный вес Показатель на старте Планируемый Факт показатель выполнения численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: – до 5 лет; – свыше 30 лет Численность/удель ный вес численности педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших за последние три года повышение квалификации по профилю профессиональной Чел./% деятельности и (или) иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников Численность/удель ный вес численности педагогических и административнохозяйственных работников, имеющих профессиональную Чел./% переподготовку по профилю/направле нию профессиональной деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников Численность/удель ный вес численности педагогических работников, своевременно прошедших повышение квалификации по осуществлению образовательной Чел./% деятельности в условиях ФГОС общего образования, в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников Численность/удель ный вес численности педагогических работников, охваченных непрерывным профессиональным Чел./% образованием: – тренинги, обучающие семинары, стажировки; – вне программ повышения квалификации Численность/удель ный вес численности педагогических работников, Чел./% являющихся победителями или призерами конкурса «Учитель года» Численность/удел ьный вес численности педагогических работников, являющихся Чел./% победителями или призерами региональных конкурсов профессионального мастерства Численность/удель ный вес численности педагогических работников, имеющих Чел./% публикации в профессиональных изданиях на региональном или федеральном уровнях Численность/удель ный вес численности педагогических Чел./% работников, ведущих личную страничку на сайте школы Количество педагоговпсихологов в штатном расписании Психологопедагогические условия Количество педагоговпсихологов по совместительству Количество социальных педагогов Чел. Чел. Чел. Доля мероприятий, курируемых педагогомЕд./% психологом, в программе воспитания Количество дополнительных образовательных программ на базе гимназии, разработанных при Ед. участии (соавторстве) педагога-психолога Наличие оборудованных Имеется/ образовательных не пространств для психологической имеется разгрузки; рекреационных зон Количество компьютеров в расчете на одного учащегося Ед. Оснащенность учебных кабинетов (в соответствии с ФГОС/федеральны Ед./% ми или региональными требованиями) Материальнотехнические условия Наличие читального зала библиотеки, в том числе: – с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров; – с медиатекой; – оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов; – с выходом в интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки; – с возможностью Да/нет размножения печатных бумажных материалов Количество экземпляров учебной и учебнометодической литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Учебнометодическое и информационное обеспечение Ед./% Количество экземпляров справочной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Ед. Количество экземпляров научнопопулярной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Ед. Соответствие используемых учебников и учебных пособий федеральному перечню Наличие общедоступного аннотированного перечня информационных Соответс твует/не соответст вует Да/нет образовательных ресурсов интернета Соответствие содержания сайта требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Соответст вует/не соответст вует