Живое наследие ДООП

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная культура — это древо, уходящее корнями в культуру народную. И
чем больше мы утрачиваем связь с фольклором как с системой духовных ценностей, тем
сложнее нам становится ориентироваться в современном мире. Сейчас всем очевидна
необходимость восстановления утраченных связей человека с культурой своего народа.
Именно это явилось главной причиной создания детской фольклорной студии.
Дополнительное образование
на современном этапе развития дает детям
возможности для более полной самореализации личности на основе свободного выбора
направлений деятельности, дифференциации и индивидуализации ее содержания. Эти
приоритеты и стали основой деятельности фольклорной студии.





Современная концепция образования в сфере дополнительных образовательных
услуг выделяет следующие особенности:
единство и целостность образовательного пространства как совокупность различных сфер
жизнедеятельности ребенка, где формируются ценностные ориентации, приобретается
опыт культурной деятельности;
широкая вариативность в выборе индивидуальных путей, способов и ритма
самореализации;
отношения сотворчества взрослых и детей, атмосфера психологического комфорта,
ситуация успеха.
Дополнительное образование -- это преобразующая творческая деятельность,
интегрирующая различные достижения и синтезирующая их в качественно новую
культуру, направленную на духовное развитие, обеспечение жизнедеятельности человека.
Программа работы фольклорной студии в организации содержания деятельности
ориентируется:












на ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12. 2012 г. /статьи 2, 12, 13,
14, 48, 75/;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
программ (письмо министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015)
Концепцию развития дополнительного образования/распоряжение Правительства РФ от
4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;
Федеральную целевую программу развития дополнительного образования детей в РФ до
2020 года;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996р-г/.;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41
«Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
на программу работы МАОУ гимназии №37 Кировского района г.Екатеринбурга в 20192020 уч.году
на Устав МАОУ Гимназия №37.
Программа фольклорной студии опирается на теоретические основы программы
Министерства образования Российской Федерации для средних общеобразовательных
учебных заведений «Музыкальный фольклор» (1-4 классы), составители: Л.Л.
Куприянова, Л.В. Шамина и на государственную программу дополнительного

образования «Фольклорный ансамбль» в плане принципиального взгляда на фольклор,
имеющий импровизационную основу и синкретическую форму бытования.
В практическом плане программа опирается на методические пособия С.
Черноскутовой «Про Семена - летопроводца, про синичкин праздник, про зимних
богатырей / народный календарь и дети/», Н. Егошиной «Фольклор в школе» и
программу М. Новицкой «Введение в народоведение». Отличительной особенностью
данной программы является ее универсальность. Она объединяет в себе различные виды
музыкально-игровой деятельности, поэтому в процессе занятий происходит комплексное
развитие личности обучающихся. Дети получают элементарные знания в области
русской народной культуры, развивают свои музыкальные, актерские способности и
коммуникативные навыки. Фольклор вообще является уникальной частью духовной
культуры, так как ему свойственна связь пользы и красоты, варианта и традиции, личного
и коллективного. Новизна данной программы в том, что она направлена на всестороннее
художественно-эстетическое развитие каждого учащегося и становление его личности.






Цель программы – создание условий для социально-культурного развития
личности ребенка через ее интеграцию в народную отечественную культуру.
Задачи программы:
Образовательные: приобретение навыков вокально-хорового исполнения в
народной манере; знакомство с основами народной хореографии;
Развивающие: проявление детьми собственного творчества на основе
традиционной народной культуры.
Воспитательные: воспитание уважения и любви к народному творчеству, к
культуре родного края;
формирование нравственно-эстетической отзывчивости и развитие эмоциональночувственной сферы
Новизна :
Отличительной особенностью данной программы является ее универсальность.
Она объединяет в себе различные виды музыкально-игровой деятельности, поэтому в
процессе занятий происходит комплексное развитие личности обучающихся. Дети
получают элементарные знания в области русской народной культуры, развивают свои
музыкальные, актерские способности и коммуникативные навыки. Фольклор вообще
является уникальной частью духовной культуры, так как ему свойственна связь пользы и
красоты, варианта и традиции, личного и коллективного. Новизна данной программы в
том, что она направлена на всестороннее художественно-эстетическое развитие каждого
учащегося и становление его личности.
Актуальность:
Фольклор является активным и действенным
средством внедрения в
педагогический процесс гуманистических ориентиров. Обладая целостным и
универсальным мировосприятием, фольклор помогает личности развиваться в
гармоничном единстве с природой и обществом, позволяет раскрыть ее сущностные силы.
В фольклорных произведениях присутствуют те идеалы народной жизни, которые
позволяли человеку жить в мире с самим собой и с другими. Народная художественная
культура приводит нас к пониманию уникальности человека (особенно ярко эта мысль
выражена в сказках, былинах). Экологическое воспитание заложено и в обрядах, и в
сказках, и в загадках, и в самом народном миропонимании (человек как часть мира).
Проблема свободы и ответственности постоянно появляется и в играх (выбор партнера
или действия), и в сказках (выбор пути или поступка), и в традиционном жизненном
укладе (воспитание чувства хозяина, выражающееся в нравственном и ответственном
отношении к труду). Таким образом фольклор, как практическое выражение народной
духовной культуры, может стать средством формирования гуманистических
мировоззренческих ориентиров.

Педагогическая целесообразность:
Обращение к народному музыкальному творчеству в единстве познания и
разнообразных форм художественной деятельности помогает развитию творческого
потенциала личности и обеспечивает в дальнейшем ее осознанное и активное участие в
творческом преобразовательном процессе в любых сферах жизни. Особенное значение
встреча детей с фольклором приобретает в начальной школе, так как практически все
психологические и физиологические особенности младших школьников могут найти
отражение в занятиях народным творчеством. В младшем школьном возрасте дети
особенно чувствительны и восприимчивы, вот почему в это время народная этика
особенно необходима при формировании нравственных установок учащихся. Кроме того,
игра, драматизация, коллективное творчество, составляющие сущность фольклорных
занятий, адекватны природе художественно-образного мышления детей.
Занятия в фольклорной студии предполагают сочетание игровой и познавательной
деятельности с
вокальной подготовкой, знакомство с элементами хореографии.
Постоянный коллектив дает возможность каждому ребенку накапливать все больше
знаний, умений, навыков, чувствовать себя комфортно среди хорошо знакомых детей.
Поскольку теперь уже трудно представить себе русское искусство без ставшими
уже по существу народными авторских песен Ю.Визбора, Б.Окуджавы, А.Городницкого,
Ю.Кукина и многих других бардов, логичным продолжением работы фольклорной
студии для среднего и старшего звена является ансамбль бардовской песни.
Авторская или бардовская песня в комплексном смысле – это многогранное
социокультурное явление. Когда-то драматург Александр Володин назвал ее «фольклором
городской интеллигенции», подчеркнув тем самым огромную роль авторской песни в
истории русской интеллигенции, русского языка да и русской культуры в целом. Это не
просто песенное самодеятельное творчество, а целостное, самостоятельное искусство. Это
удивительно тонкий, полноценный инструмент общения, сберегающий духовное и
интеллектуальное начало в человеке.
Следует отметить такую особенность бардовской песни, как вариативность
бытования. Известно, что Визбор, Высоцкий, Ким, Окуджава часто исполняли свои песни
иначе, чем раньше, легко заменяя слова и мелодику отдельных строф и куплетов. Песни
большинства известных авторов бытуют во многих вариантах, что еще раз подчеркивает
фольклорную традицию.
Данная программа работы с детьми рассчитана на год. Детский коллектив делится
на две группы.








Фольклорный ансамбль «Пригревенка» занимается 2 раза в неделю по 1,5 часа,
кроме того, отдельные обучающиеся приглашаются на индивидуальные занятия по 1часу
(всего 4 часа). Наполняемость группы -15-20 человек.
Задачами группы являются:
овладение народной певческой манерой: звонкое открытое пение без напряжения;
достижение чистого двух-трехголосного пения;
выразительное, яркое исполнение песен;
свободное движение в танцах;
развитие импровизационной инициативы обучающихся;
воспитание патриотических чувств через освоение репертуара.
Возрастная группа, для которой предлагаются занятия в данном коллективе, 8 – 15
лет. Поскольку народное искусство доступно для всех и не требует определенных
природных данных, отбор обучающихся в ансамбль не производится, а в начале учебного
года принимаются все желающие.
Часы теории и практики в фольклорной студии интегрированы. К практическим
видам деятельности следует отнести вокально-хоровую работу, освоение основ народной

хореографии, ролевые, ритмические импровизации, овладение простейшими приемами
игры на ложках и бубнах, народные игры, участие в театрализованных представлениях.
Теорией являются беседы о народных обычаях, календарных и бытовых обрядах, о
народном декоративно-прикладном искусстве, об особенностях народного пения, анализ
народных песен и танцев, обсуждение правил игры, создание сценария театрализованного
представления.
Участие родителей в работе студии выражается в помощи при проведении
праздников, выездных мероприятий, в изготовлении костюмов.
Младшие школьники, не занимающиеся в студии, тем не менее, получают
представление о ее работе, посещая концерты и праздники.







Ансамбль бардовской песни «Белый парус» создан на основе учащихся средней
и старшей школы (14-18 лет). Наполняемость группы 10-15 человек. Ансамбль занимается
2 раза в неделю по 2,5 часа (всего 5 часов). Занятия в ансамбле делятся на два
направления, первое из которых ориентировано на освоение бардовских песен и
инструментального аккомпанемента к ним, второе -- на обеспечение концертных
выступлений.
Задачи коллектива:
знакомство с жанром бардовской песни, с наиболее яркими ее представителями и
произведениями;
овладение вокальной культурой;
овладение навыками аккомпанемента на гитаре и других инструментах (укулеле, флейта,
шумовые);
приобретение навыков сценического исполнения;
воспитание патриотических чувств и общечеловеческих нравственных качеств через
освоение репертуара.
Ожидаемые результаты личностного и социального развития учащихся
Ожидаемым результатом обучения детей в фольклорной студии является приобретение и
развитие детьми комплекса следующих личностных достижений, предметных и
социокультурных компетенций.
Ансамбль «Пригревенка»:
Личностные результаты:
 развитие индивидуального творческого потенциала личности ребенка;
 развитие умений и навыков познания и самопознания через народное искусство,
накопление неповторимого опыта эстетического переживания;
 развитие компетенций самоконтроля, самовоспитания, саморазвития.
Предметные результаты:
 в познавательной сфере – понимание связи человека и природы, освоение знаний
об основных календарных праздниках, бытовых обрядах, об укладе жизни предков,
понимание содержания песен, приобретение практических вокально-хоровых и
хореографических навыков; приобретение социальных знаний (об общественных
нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной
жизни;
 в ценностно-ориентационной сфере - формирование эмоционально-ценностного
отношения к народному искусству и к жизни, развитие эстетического вкуса,
освоение духовно-нравственного потенциала, аккумулированного в фольклорных
произведениях; формирование позитивных отношений школьника к базовым









ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
 в коммуникативной сфере – формирование коммуникативной, информационной
и социально-эстетической компетентности, в том числе овладение культурой
устной речи, взаимодействие с другими людьми в достижении общих целей;
 в эстетической сфере – восприятие традиционных эстетических ценностей,
умение высказывать мнение о достоинствах народных произведений, проявление
устойчивого интереса к искусству, музыкальным традициям своего народа,
расширение своего эстетического кругозора,
умение
исполнять песни
выразительно и артистично;
 овладение специфическими предметными навыками:
Вокально-хоровые навыки:
пение в открытой народно-певческой манере, в унисон и на 2-3 голоса;
правильное формирование гласных в строго речевой манере;
умение исполнить запев соло,
Хореография:
умение свободно и красиво двигаться, исполнять фигуры: «змейка», «чижик»,
«челночки», «воротца» (разные виды), шаг с притопом, кружение, кадриль из нескольких
колен.
Импровизация:
создание на основе народных действ собственных творческих импровизаций;
продумывание сценического исполнения песен.
Метапредметные результаты:
 развитие фантазии, воображения, памяти;
 получение опыта творческой деятельности;
 получение опыта самостоятельного социального действия («Действии для людей и
на людях»)
Ансамбль бардовской песни:
Личностные результаты:
 развитие индивидуального творческого потенциала личности ребенка;
 развитие умений и навыков познания и самопознания через песенное искусство,
накопление неповторимого опыта эстетического переживания;
 развитие компетенций самоконтроля, самовоспитания, саморазвития.
Предметные результаты:
 в познавательной сфере – приобретение социальных знаний с помощью
бардовских песен (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания
социальной реальности и повседневной жизни; понимание содержания песен,
приобретение практических вокально-хоровых и инструментальноисполнительских навыков;
 в ценностно-ориентационной сфере - формирование эмоционально-ценностного
отношения к искусству и к жизни, развитие эстетического вкуса, освоение
духовно-нравственного
потенциала,
аккумулированного
в музыкальных
произведениях; формирование позитивных отношений школьника к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
 в коммуникативной сфере – формирование коммуникативной, информационной
и социально-эстетической компетентности, в том числе овладение культурой
устной речи, взаимодействие с другими людьми в достижении общих целей;

 в эстетической сфере – восприятие традиционных эстетических ценностей,
проявление устойчивого интереса к искусству, музыкальным традициям своего
народа, расширение своего эстетического кругозора, умение исполнять песни
выразительно и артистично;
 овладение специфическими предметными навыками:
умение исполнять песни на 2-3 голоса; петь в «бардовской» манере; исполнять песни
выразительно, артистично; умение аккомпанировать своему пению на гитаре и
других инструментах (укулеле, флейта, шумовые); умение свободно держаться на
сцене, импровизировать, создавая игровые моменты.
Метапредметные результаты:
 развитие фантазии, воображения, памяти;
 получение опыта творческой деятельности;
 получение опыта самостоятельного социального действия («Действии для людей и
на людях»)
Программа не предполагает жесткой системы контроля. Основной формой оценки
результата являются выступления на различных конкурсах, концертах, праздниках, и их
последующее обсуждение.
Итогами работы фольклорной студии становятся, в первую очередь, интерес
обучающихся к занятиям, их радость, возникающая от процесса игры, пения, танца,
способность к творчеству; уважение к культуре предков и ее понимание.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Ансамбль «Пригревенка»
Разделы программы
1. Вокально-хоровая работа
В том числе:
1.1.Интонация
В т.ч. инд.работа
1.2.Работа над качеством звука
В т.ч. инд.работа
1.3.Артикуляция
В т.ч. инд.работа
1.4.Выразительность пения
В т.ч. инд.работа
1.5. Многоголосие
В т.ч. инд.работа
1.6.Мелодические импровизации
В т.ч. инд.работа
2. Основы хореографии
В том числе:
2.1.Свободное движение
В т.ч. инд.работа
2.2.Хороводы
2.3.Кадриль
2.4.Танцы в кругу
2.5.Двигательные импровизации
В т.ч. инд.работа
3. Игра на элементарных

Общее
количество
часов
52

В том числе
теоретических
практических
17

35

15
4
5

1
1

14
4
4

5

1

4

15

5

10

12
5
5

2
1

10
5
4

35

6

29

5
1
10
5
10
5
1
10

1

4
1
9
4
8
4
1
8,5

1
1
2
1
1,5

инструментах
В том числе:
3.1.Приемы игры на ложках
В т.ч. инд.работа
3.2.Игра на балалайке
3.3.Игра на бубне, трещотке и
коробочке
3.4.Звучащие жесты
3.5.Ритмические импровизации
В т.ч. инд.работа
4. Народные игры
В том числе:
4.1.Подвижные игры
4.2.Игры - ролевые импровизации
4.3.Игры-хороводы
5. Фольклорный театр
В том числе:
5.1.Коледа
В т.ч. инд.работа
5.2. Масленица
В т.ч. инд.работа
5.3. Здравствуй, лето!
В т.ч. инд.работа
6. Познавательно-экскурсионная
деятельность
7. Концертная деятельность
ИТОГО:

4
1
2
1

0,5

1
2
1
13

0,5
2,5

1
1,5
1
10,5

2
6
5
19

0,5
1
1
3

1,5
5
4
16

10
3
9
4
6
2
2

1

1,5

6
3
6
4
4
2
0,5

20
156

3
34,5

17
121,5

0,5
-

1
1

3,5
1
1,5
1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ансамбля бардовской песни «Белый парус»
Разделы программы
1.Беседа-знакомство с российскими
бардами
2.Вокально-хоровая работа
В том числе:
2.1.Интонация
В т.ч. инд.работа
2.2.Работа над качеством звука
2.3.Артикуляция
2.4. Работа над многоголосием
В т.ч. инд.работа
2.5. Выразительность пения
2.6. Работа с микрофонами на сцене
3.Освоение инструментального
аккомпанемента
В т.ч. инд.работа
4.Познавательно-экскурсионная
деятельность (посещение и
просмотр видеозаписей концертов и
фестивалей)

Общее
количеств
о часов
20

В том числе
теоретических
практических
10

10

120

21

199

20
5
10
10
40
10
20
20
20

2
2
5
10
2
5

18
3
10
10
35
10
10
18
15

15
5

4
4

11
1

5.Концертная деятельность
итого

30
195

5
45

25
150

Содержание учебного плана
Ансамбль «Пригревенка»
Тема 1. Вокально-хоровая работа
Теория: охрана голоса, певческая установка; особенности народно-певческой манеры;
обсуждение содержания песен
Практика:
1.1.Интонация – унисонное пение, чистое исполнение разучиваемых песен, сольное
исполнение запевов.
1.2.Работа над качеством звука – продолжение освоения народно-певческой манеры,
штрихи легато, нон легато, маркато.
1.3.Артикуляция – работа над четким произношением согласных звуков, особенно в
окончании фраз, формирование гласных в строго речевой манере. Речевые упражнения.
1.4.Выразительность пения -- осмысление содержания песен и их эмоциональное
исполнение. Передача своих чувств через звук, мимику, жесты.
1.5.Элементы 2-х и 3-х голосия -- бурдон, терцовая втора
1.6.Мелодические импровизации – сочинение попевок с характерными народными
интонациями.
Тема 2. Основы хореографии
Теория: техника безопасного поведения во время занятий, символика и эстетика
народного танца.
Практика:
2.1.Свободное движение – поиск естественного, непринужденного положения тела в
покое и в движении.
2.2.Хороводы—различные виды хороводов: повторение и разучивание новых.
2.3.Кадриль – построение, «колена».
2.4.Танцы в кругу – разучивание народных танцев, основой которых является движение
по кругу.
2.5.Двигательные импровизации – поиск движений, выражающих характер героя,
настроение музыки, внутреннее состояние ребенка.
Тема 3. Игра на элементарных инструментах
Теория: бережное отношение к инструментам, правильное положение инструментов в
руке.
Практика:
3.1.Приемы игры на ложках – различные ритмы, удары по разным частям тела.
3.2.Игра на бубне – четкие удары и долгий звон.
3.3.Звучащие жесты – хлопки, шлепки, притопы.
3.4.Игра на трещотках– освоение различных ритмов и способов звукоизвлечения.
3.5.Ритмические импровизации – поиск собственных ритмов под заданную музыку или
вне её.
Тема 4. Народные игры
Теория: техника безопасного поведения во время занятий, обсуждение правил игры.
Практика:

4.1.Подвижные игры – позволяют детям развивать физические качества: быстроту,
ловкость, скорость реакции.
4.2.Игры - ролевые импровизации – дают возможность сыграть определенную роль в
контексте заданной игрой ситуации.
4.3.Игры-хороводы – знакомят с различными видами деятельности .
Тема 5. Фольклорный театр.
Каждая постановка является своеобразным творческим проектом участников группы.
Теория: составление сценария, распределение ролей, обсуждение костюмов, изготовление
реквизита, поиск информации по данной теме.
Практика:
5.1 «Коледа»– проведение спектаклей в начальной школе.
5.2.«Масленица» – обрядовое представление встречи и проводов Масленицы.
5.3. «Здравствуй, лето!» --заключительное представление-праздник.
Тема 6. Познавательно-экскурсионная деятельность –
Теория: правила безопасного и культурного поведения в общественных местах;
посещение музеев и выставок народного искусства, фольклорных концертов.
Тема 7. Концертная деятельность
Теория: обсуждение задач выступлений и их итогов.
Практика: проведение праздников Коледы и Масленицы в школе с показом фольклорных
представлений для младших классов, участие в общешкольных концертах.
Ансамбль бардовской песни «Белый парус»
Тема 1. Беседа-знакомство.
Теория: информация о жизни и творчестве известных бардов.
Практика: слушание и анализ авторских песен.
Тема 2. Вокально-хоровая работа
Теория: охрана голоса, певческая установка; особенности певческой манеры при
исполнении авторских песен; обсуждение содержания песен, поиск игровых моментов
при исполнении, особенности пения в микрофон, обсуждение правил поведения на сцене.
Практика:
2.1.Интонация – унисонное пение, чистое исполнение разучиваемых песен, сольное
исполнение песен или их фрагментов.
2.2.Работа над качеством звука – продолжение освоения певческой манеры при
исполнении авторских песен (академическое формирование гласных при четком
«разговорном» произношении согласных), штрихи легато, нон легато, маркато.
2.3.Артикуляция – работа над четким произношением согласных звуков, особенно в
окончании фраз, формирование гласных. Речевые упражнения.
2.4.Исполнение песен на 2 голоса.
2.5.Выразительность пения -- осмысление содержания песен и их эмоциональное
исполнение. Передача своих чувств через звук, мимику, жесты.
2.6.Работа с микрофонами на сцене -- исполнение песен в микрофон, работа над
игровыми моментами.
Тема 3. Освоение гитарного аккомпанемента и основы игры на других инструментах
(укулеле, флейта, шумовые, ударные);
Теория: бережное отношение к инструменту, правильное положение инструмента и руки,
техника игры на гитаре, элементарная теория музыки ( гармония)

Практика: освоение различных приемов игры на гитаре и других инструментах, подбор и
транспонирование песен, умение аккомпанировать собственному и чужому пению.
Тема 4. Познавательно-экскурсионная деятельность
Теория: правила безопасного и культурного поведения в общественных местах;
посещение концертов и фестивалей бардовской песни.
Практика: восприятие авторской песни, эстетическое переживание.
Тема 5. Концертная деятельность
Теория: обсуждение репертуара, задач выступлений и их итогов.
Практика: участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Методическое обеспечение
Формы обучения в работе ансамбла «Пригревенка» различны: это и групповые, и
индивидуальные занятия, экскурсии в центры народного творчества, посещение выставок
и концертов, собственная концертная деятельность. К групповым относятся такие виды
деятельности, как вокально-хоровая, хореографическая, театральная, игровая.
Индивидуальные занятия являются необходимой формой занятий и проводятся как с
детьми, для которых необходимы дополнительные занятия по выработке чистой
интонации или освоения определенных танцевальных движений, так и с детьми,
исполняющими определенные театральные роли для поиска наиболее интересного и
выразительного исполнения. Одним из методов обучения является метод проектов,
результатом которого становятся фольклорные театральные постановки.
В ансамбле «Белый парус» формы работы также групповые и индивидуальные.

Методическое обеспечение учебной программы
Дидактические материалы и песенные сборники
1. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. М.:1996.
2. Детский фольклор. Рождественская вечерка /Сост. М.Казанцева, вып.1. Екатеринбург:
1993.
3. Дубовик С.В., Черкасова О.Л. От зимы до осени. Екатеринбург,: 2000.
4. Егошина Н. Фольклор в школе. Н.Тагил: 1993.
5. Жаворонушки / Сост. Г.Науменко, вып.1 – 4. М., 1979,1981,1984,1986.
6. Куприянова Л.Л. Русский фольклор.: Учебник для 1 класса нач.школы. М.: 2002.
7. Куприянова Л.Л. Русский фольклор.: Учебник для 2 класса нач.школы. М.: 2003.
8. Куприянова Л.Л. Русский фольклор.: Учебник для 3 класса нач.школы. М.: 2004.
9. Науменко Г. Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами. М.: 1977.
10. Новицкая М.Ю. факультативный курс «Введение в
народоведение» /
Программы
общеобразовательных учреждений. Начальные классы/ М.: 1996.
11. Ой вы, вздохи мои / Сост.Т.Калужникова. Екатеринбург: 1995.
12. Пономарева Ф.В., Пушкина С.И. Русские народные песни Прикамья. Пермь: 1982.
13. Прощай, страна моя родная / Сост. О.Ваюкина. Екатеринбург:1994.
14. Хрестоматия русской народной песни (для учащихся 1-7 классов). Сост. Л.Мекалина. М.:1991.
15. Черноскутова С. Про Семена-летопроводца, про синичкин праздник, про зимних
богатырей / народный календарь и дети/. Вып.1-3. Екатеринбург:1995-1998.
16. Школа русского фольклора / под ред. М.Картавцевой. М.: 1994.
Материально-техническое обеспечение





1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

технические средства обучения:
музыкальный центр (аудио- и СD); мультимедиапроектор;
музыкальные инструменты:
балалайка, гармонь, гитара, укулеле, глокеншпиль, ксилофон, ложки, бубны, трещотки,
коробочки, маракасы, румбы;
реквизит для театральных представлений: маски, костюмы и т.д.
фонозаписи:
Государственный Оренбургский народный хор. Мелодия, 1986.
Гуди гораздо (народные музыкальные инструменты Псковской
области). Сост. А.Мехнецов. Мелодия, 1987.
Молодежные фольклорные ансамбли. Мелодия, 1990.
Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству
(звуковое приложение)
Записи из фондов ОДФ, с семинаров по фольклору и Орф-педагогике
Ансамбль «Багренье» «Ты раздольице мое» (CD)
Коллекция авторской песни в mp.3
Коллекция народной музыки в mp.3

Список литературы для педагога
1.
Конвенция о правах ребенка;
2.
Афанасьев А.Н. Древо жизни. М.:1983.
3.
Балашов Д., Марченко Ю., Калмыкова Н. Русская свадьба. М.:1985.
4.
Государственная программа по дополнительному образованию. Фольклорный
ансамбль. М.:1999.
5.
Детский фольклор. Примерная программа для фольклорных и этнографических
кружков / Сост. С.Лейчук. М.:1987.
6.
Егошина Н. Фольклор в школе. Н.Тагил: 1993.
7.
Жилин В.А. Речевые игры. Екатеринбург, 2002.
8.
Козлова И. Путь к фольклору // Музыка в школе. 1990, № 1. С.25-33.
9.
Масленица. Хрестоматия / Сост.Е.Пестерев, М.Казанцева. Екатеринбург:2000.
10.
Новицкая М.Ю. факультативный курс «Введение в народоведение» / Программы
общеобразовательных учреждений. Начальные классы/ М.: 1996
11.
Предания и легенды Урала: фольклорные рассказы. / Сост. В.Кругляшова.
Свердловск: 1991.
12.
Спутник учителя музыки / Сост. Т.Челышева. М.:1993.
13.
Черноскутова С. Про Семена-летопроводца, про синичкин праздник, про зимних
богатырей / народный календарь и дети/. Вып.1-3. Екатеринбург:1995-1998.
14.
Школа русского фольклора / под ред. М.Картавцевой. М.: 1994.
15.
Информация о развитии авторской песни, о известных бардах и фестивалях.
www.bards.ru
16.
Изумрудные россыпи / сборник репертуарно-методических материалов.
Екатеринбург, 2007
Список литературы для детей и родителей
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Абелюк Е.С. Мифологический словарь школьника. М.:2000.
Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян.
Ростов-на Дону:1996.
Золотые серпы. Русские народные сказки. М.:1981
Предания земли русской. Ростов-на-Дону: 1996.
Путилов Б. Застава богатырская: Беседы о былинах Русского Севера.
Л.:1990.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост.Ю.Круглов.

М.: 1990.
Русские народные сказки /Сост. В.Аникина. М.: 1987.
Сказки России. М.:1993
Старинные исторические песни /Сост.В.Аникин. М.:1971.
Тридцать три пирога: Игры, считалки, сговорки, скороговорки /
Собрал и обработал М.Булатов. М.:1988.
11.
Умный Ивашка, жар-птица и золотое зерно / Сост. Г.Науменко. М.:1991.
12.
Шергин Б. Рассказы и сказки. М.:1988
13.
Шуклин В. Мифы русского народа. Екатеринбург: 1995
14.
Эхо: Предания, сказания, легенды, сказки / Сост.В.Муравьев,
Л.Чудова. М.:1973.
15.
Информация о развитии авторской песни, о известных бардах и фестивалях.
www.bards.ru

7.
8.
9.
10.

Аннотация к программе
Программа фольклорной студии является одним из путей приобщения детей к
духовной культуре русского народа.
Цель программы – создание условий для социально-культурного развития
личности ребенка через ее интеграцию в народную отечественную культуру.
Программа основывается на принципах взаимообусловленности фольклора и
жизнедеятельности человека, комплексного использования всех видов и жанров
фольклора, коллективной и индивидуальной импровизационности. Программа
фольклорной студии предназначена для внеклассной работы с детьми 8-18 лет.

Сведения об авторе
Сумцова Влада Анатольевна
Основное место работы: МАОУ гимназия №37 Кировского района
Должность: учитель музыки, педагог дополнительного образования
Образование: высшее, УрГПУ,1994
Педагогический стаж: 26 лет
Категория: высшая
Домашний телефон: 350-50-01
Домашний адрес: г.Екатеринбург, ул.Мичурина, 46б-23


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».