РП Наглядная геометрия 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Наглядная геометрия» разработана с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи
формирования у младшего школьника умения учиться. В начальной школе геометрия служит
опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения,
приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и
фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Изучение
предмета «Наглядная геометрия» в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
•
развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа
её развития в процессе обучения;
•
формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;
•
проводить простейшие построения, способы измерения;
•
воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания
геометрии в повседневной жизни.
Цель изучения учебного предмета «Наглядная геометрия» –
расширить
представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в
пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать
конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и
комментировать ее на доступном для младшего школьника языке.
Задачи – используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в
школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического
материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать
пространственное и логическое мышление учащихся. Программа предусматривает
благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем
сформированности наглядно - действенного и наглядно - образного мышления. Задача
педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического
курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать,
представлять, предвидеть, сравнивать.
Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных
чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются
вопросы алгебраического и геометрического содержания. Задача геометрической
пропедевтики – развитие у младших школьников пространственных представлений,
ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических
умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин.
Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших
школьников различных форм математического мышления, формирование приемов
умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.
Курс включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими
фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения.
Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для
формирования мыслительной деятельности учащихся.
Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом
плане, как бы следуя историческому процессу развития геометрических понятий. Работая с
геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых

геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система
специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых
геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их
использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий,
степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Для выполнения
заданий такого рода используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление
(рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных
палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для
установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности,
равновеликости, симметричности); измерение, моделирование.
Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные условия
для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование,
классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению
уровня знаний, умений и навыков младших школьников.

•
•

•
•

•

•

•

В основе программы лежат следующие дидактические принципы:
Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само
обучение называют деятельностным подходом.
Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с
дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной
системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и
умении применять их в своей практической деятельности.
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения
на уровне методологии, содержания и методики.
Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику
содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это
содержание по минимальному уровню.
Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой
атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома».
У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть
подавления личности ребёнка.
Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то
есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения
осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед
ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её
исправления.
Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на
творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного
опыта творческой деятельности.

Содержание предмета «Наглядная геометрия» структурировано как система
тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего
образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех
модулей в 1 классе обязательно.
2

На изучение наглядной геометрии в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль 1. Взаимное расположение предметов.
Представления детей о пространственных отношениях «справа — слева», «перед —
за», «между», «над — под» и т, д.)
Модуль 2. Целое и части.
Способы конструирования геометрических фигур. Геометрическая фигура
рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур — её
частей.)
Модуль 3. Поверхности. Линии. Точки. Кривые.
Упражнения в проведении линий и изюражении их на рисунке. Свойства замкнутых
областей: соседние, несоседние области, граница области.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

•
•
•
•

•
•
•

•
•
•

•

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения
при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в
пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;
формирование внутренней позиции школьника;
адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиск средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
испльзование знаково – символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно —
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся по окончании 1 класса научатся:
3

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

определять пространственные отношения «справа — слева», «перед — за», «между»,
«над — под»;
выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;
распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч,
ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы);
конструировать квадрат, треугольник, прямоугольник;
использовать начальные математические знания для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных отношений;
измерять длину отрезка;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная,
прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность,
круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок,
квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество часов
Всего

Виды, формы
Контрольные Практические контроля
работы
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль 1. Взаимное расположение предметов
1.1. Пространственные отношения «справа –
слева», «между»

2

Устный опрос

http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

1.2. Произвольная точка отсчета

3

Устный опрос

1.3. Отношения «за-перед», «над-под»,
«ближе-дальше».
Видимые
и
невидимые части фигур

4

Устный опрос

http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/
http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

1.4. Квадрат, прямоугольник, треугольник.
Конструирование фигур из палочек.
1.5. Ориентирование на плоскости и в
пространстве.

4

Устный опрос

2

Устный опрос

Итого по модулю 1

15

http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/
http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

Модуль 2. Целое и части
2.1. Форма, размер. Конструирование
прямоугольника.

3

Устный опрос

http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

2.2. Форма, размер. Конструирование
треугольника.

3

Устный опрос

http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

Итого по модулю 2

6

Модуль 3. Поверхности. Линии. Точки.
3.1. Плоская и кривая поверхность.

2

Устный опрос

3.2. Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая
линия», «ломаная линия». Положение
поверхностей в пространстве.

2

Устный опрос

3.3. Невидимые линии на рисунке.

2

Устный опрос

3.4 Понятия «область», «граница области».

5

Устный опрос

3.5 Итоговое повторение

1

Устный опрос

Итого по модулю 3

12

Общее количество часов по программе

33

7

http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/
http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/
http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/
http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/
http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

№ Тема урока
п/п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов

Контрольные
работы

Виды,
формы
контроля
Практические
работы

Всего
1. Путешествие в страну Геометрию.
Знакомство с Весёлой точкой.
2.
Цвета радуги. Их очерёдность.
очередность.
3.
«Дороги в стране Геометрии». Линии.
Прямая линия и ее свойства.
4. Волшебные гвоздики (штырьки) на

1
1
1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1
Кривая
линия.
Замкнутые
и
незамкнутые кривые линии.
Кривая линия. Точки пересечения 1
кривых линий.
1
Решение топологических задач.

Устный
опрос

Геоконте.
5.

6.
7.

«Дороги в стране Геометрии».
Пересекающиеся линии.
9. Решение
топологических
задач.
Лабиринт.
10. Направление движения. Взаимное
расположение
предметов
в
пространстве.
11. Вертикальные и горизонтальные
прямые линии.
12. Первоначальное
знакомство
с
сетками.
13.
Отрезок. Имя отрезка.
14.
Сравнение отрезков. Единицы длины.
15.
Ломаная линия.
16.
Ломаная линия. Длина ломаной.
17. Решение
задач
на
развитие
пространственных представлений.
18. Луч. Солнечные и несолнечные лучи.
Спектральный анализ света.
8.

Устный
опрос
Устный
опрос

1

Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос

1
1
1
1
1

Устный
опрос

19. Прямой угол. Вершина угла. Его
стороны.
20 Острый угол, с вершиной в центре
Геоконта (точка Ц). Имя острого
угла. Имя прямого угла.
21 Тупой угол с вершиной в центре
Геоконта. Имя тупого угла.
22 Развернутый угол. Имя развернутого
угла. Развернутый угол и прямая
линия.
23 Острый, прямой и тупой углы с
вершиной в любой точке на Геоконте.
24
Многоугольники.
25 Математическая викторина «Гость
Волшебной поляны».
26 «В
городе
треугольников».
Треугольник.
27 Треугольник. Имя треугольника.
Условия его построения.
28 Типы треугольников: прямоугольный,
остроугольный, тупоугольный.
29
Треугольник. Виды треугольников.
30 «В
городе
четырёхугольников».
Четырехугольник.
Прямоугольник.
Трапеция.
31 Равносторонний
прямоугольный
четырехугольник - квадрат. Ромб.
32
Квадрат.
33 Резервный урок. Танграм: древняя
китайская головоломка.

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос
Устный
опрос

1
1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос
Устный
опрос

1

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос
Устный
опрос

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

 Математика 1 класс: учебник в 2 частях / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова.
- 15-е изд., перераб. Москва: Просвещение,2023г

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/
Житомирский В.Н. Путешествие по стране геометрии. – М. : Педагогика, 1991.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/catalog/

ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Магнитная доска. Компьютер. Интерактивная доска. Инструменты для выполнения
чертежей. Набор геометрических тел. Медиатека.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Инструменты для выполнения чертежей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Билет в будущее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».