РП Наглядная геометрия 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Наглядная геометрия» разработана с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи
формирования у младшего школьника умения учиться. В начальной школе геометрия служит
опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения,
приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и
фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Изучение
предмета «Наглядная геометрия» в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
•
развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа
её развития в процессе обучения;
•
формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;
•
проводить простейшие построения, способы измерения;
•
воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания
геометрии в повседневной жизни.
Цель изучения учебного предмета «Наглядная геометрия» –
расширить
представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в
пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать
конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и
комментировать ее на доступном для младшего школьника языке.
Задачи – используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в
школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического
материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать
пространственное и логическое мышление учащихся. Программа предусматривает
благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем
сформированности наглядно - действенного и наглядно - образного мышления. Задача
педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического
курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать,
представлять, предвидеть, сравнивать.
Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных
чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются
вопросы алгебраического и геометрического содержания. Задача геометрической
пропедевтики – развитие у младших школьников пространственных представлений,
ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических
умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин.
Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших
школьников различных форм математического мышления, формирование приемов
умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.
Курс включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими
фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения.
Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для
формирования мыслительной деятельности учащихся.
Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом
плане, как бы следуя историческому процессу развития геометрических понятий. Работая с
геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых

геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система
специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых
геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их
использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий,
степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Для выполнения
заданий такого рода используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление
(рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных
палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для
установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности,
равновеликости, симметричности); измерение, моделирование.
Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные условия
для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование,
классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению
уровня знаний, умений и навыков младших школьников.

•
•

•
•

•

•

•

В основе программы лежат следующие дидактические принципы:
Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само
обучение называют деятельностным подходом.
Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с
дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной
системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и
умении применять их в своей практической деятельности.
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения
на уровне методологии, содержания и методики.
Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику
содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это
содержание по минимальному уровню.
Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой
атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома».
У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть
подавления личности ребёнка.
Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то
есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения
осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед
ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её
исправления.
Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на
творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного
опыта творческой деятельности.

Содержание предмета «Наглядная геометрия» структурировано как система
тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего
образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех
модулей в 1 классе обязательно.
2

На изучение наглядной геометрии в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль 1. Взаимное расположение предметов.
Представления детей о пространственных отношениях «справа — слева», «перед —
за», «между», «над — под» и т, д.)
Модуль 2. Целое и части.
Способы конструирования геометрических фигур. Геометрическая фигура
рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур — её
частей.)
Модуль 3. Поверхности. Линии. Точки. Кривые.
Упражнения в проведении линий и изюражении их на рисунке. Свойства замкнутых
областей: соседние, несоседние области, граница области.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

•
•
•
•

•
•
•

•
•
•

•

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения
при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в
пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;
формирование внутренней позиции школьника;
адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиск средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
испльзование знаково – символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно —
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся по окончании 1 класса научатся:
3

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

определять пространственные отношения «справа — слева», «перед — за», «между»,
«над — под»;
выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;
распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч,
ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы);
конструировать квадрат, треугольник, прямоугольник;
использовать начальные математические знания для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных отношений;
измерять длину отрезка;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная,
прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность,
круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок,
квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество часов
Всего

Виды, формы
Контрольные Практические контроля
работы
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль 1. Взаимное расположение предметов
1.1. Пространственные отношения «справа –
слева», «между»

2

Устный опрос

http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

1.2. Произвольная точка отсчета

3

Устный опрос

1.3. Отношения «за-перед», «над-под»,
«ближе-дальше».
Видимые
и
невидимые части фигур

4

Устный опрос

http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/
http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

1.4. Квадрат, прямоугольник, треугольник.
Конструирование фигур из палочек.
1.5. Ориентирование на плоскости и в
пространстве.

4

Устный опрос

2

Устный опрос

Итого по модулю 1

15

http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/
http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

Модуль 2. Целое и части
2.1. Форма, размер. Конструирование
прямоугольника.

3

Устный опрос

http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

2.2. Форма, размер. Конструирование
треугольника.

3

Устный опрос

http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

Итого по модулю 2

6

Модуль 3. Поверхности. Линии. Точки.
3.1. Плоская и кривая поверхность.

2

Устный опрос

3.2. Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая
линия», «ломаная линия». Положение
поверхностей в пространстве.

2

Устный опрос

3.3. Невидимые линии на рисунке.

2

Устный опрос

3.4 Понятия «область», «граница области».

5

Устный опрос

3.5 Итоговое повторение

1

Устный опрос

Итого по модулю 3

12

Общее количество часов по программе

33

7

http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/
http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/
http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/
http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/
http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/

№ Тема урока
п/п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов

Контрольные
работы

Виды,
формы
контроля
Практические
работы

Всего
1. Путешествие в страну Геометрию.
Знакомство с Весёлой точкой.
2.
Цвета радуги. Их очерёдность.
очередность.
3.
«Дороги в стране Геометрии». Линии.
Прямая линия и ее свойства.
4. Волшебные гвоздики (штырьки) на

1
1
1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1
Кривая
линия.
Замкнутые
и
незамкнутые кривые линии.
Кривая линия. Точки пересечения 1
кривых линий.
1
Решение топологических задач.

Устный
опрос

Геоконте.
5.

6.
7.

«Дороги в стране Геометрии».
Пересекающиеся линии.
9. Решение
топологических
задач.
Лабиринт.
10. Направление движения. Взаимное
расположение
предметов
в
пространстве.
11. Вертикальные и горизонтальные
прямые линии.
12. Первоначальное
знакомство
с
сетками.
13.
Отрезок. Имя отрезка.
14.
Сравнение отрезков. Единицы длины.
15.
Ломаная линия.
16.
Ломаная линия. Длина ломаной.
17. Решение
задач
на
развитие
пространственных представлений.
18. Луч. Солнечные и несолнечные лучи.
Спектральный анализ света.
8.

Устный
опрос
Устный
опрос

1

Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос

1
1
1
1
1

Устный
опрос

19. Прямой угол. Вершина угла. Его
стороны.
20 Острый угол, с вершиной в центре
Геоконта (точка Ц). Имя острого
угла. Имя прямого угла.
21 Тупой угол с вершиной в центре
Геоконта. Имя тупого угла.
22 Развернутый угол. Имя развернутого
угла. Развернутый угол и прямая
линия.
23 Острый, прямой и тупой углы с
вершиной в любой точке на Геоконте.
24
Многоугольники.
25 Математическая викторина «Гость
Волшебной поляны».
26 «В
городе
треугольников».
Треугольник.
27 Треугольник. Имя треугольника.
Условия его построения.
28 Типы треугольников: прямоугольный,
остроугольный, тупоугольный.
29
Треугольник. Виды треугольников.
30 «В
городе
четырёхугольников».
Четырехугольник.
Прямоугольник.
Трапеция.
31 Равносторонний
прямоугольный
четырехугольник - квадрат. Ромб.
32
Квадрат.
33 Резервный урок. Танграм: древняя
китайская головоломка.

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос
Устный
опрос

1
1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос
Устный
опрос

1

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос
Устный
опрос

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

 Математика 1 класс: учебник в 2 частях / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова.
- 15-е изд., перераб. Москва: Просвещение,2023г

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/
Житомирский В.Н. Путешествие по стране геометрии. – М. : Педагогика, 1991.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/catalog/

ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Магнитная доска. Компьютер. Интерактивная доска. Инструменты для выполнения
чертежей. Набор геометрических тел. Медиатека.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Инструменты для выполнения чертежей.


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».