ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «Наглядная геометрия» разработана с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Изучение предмета «Наглядная геометрия» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: • развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения; • формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии; • проводить простейшие построения, способы измерения; • воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни. Цель изучения учебного предмета «Наглядная геометрия» – расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. Задачи – используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся. Программа предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно - действенного и наглядно - образного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать. Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрического содержания. Задача геометрической пропедевтики – развитие у младших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин. Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников различных форм математического мышления, формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся. Курс включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся. Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане, как бы следуя историческому процессу развития геометрических понятий. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Для выполнения заданий такого рода используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление (рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности, равновеликости, симметричности); измерение, моделирование. Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные условия для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников. • • • • • • • В основе программы лежат следующие дидактические принципы: Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Содержание предмета «Наглядная геометрия» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно. 2 На изучение наглядной геометрии в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль 1. Взаимное расположение предметов. Представления детей о пространственных отношениях «справа — слева», «перед — за», «между», «над — под» и т, д.) Модуль 2. Целое и части. Способы конструирования геометрических фигур. Геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур — её частей.) Модуль 3. Поверхности. Линии. Точки. Кривые. Упражнения в проведении линий и изюражении их на рисунке. Свойства замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • • • • • • • • • • • ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества); в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения; формирование внутренней позиции школьника; адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; испльзование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающиеся по окончании 1 класса научатся: 3 • • • • • • • • • • • • • • • • • • определять пространственные отношения «справа — слева», «перед — за», «между», «над — под»; выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные; распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы); конструировать квадрат, треугольник, прямоугольник; использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; измерять длину отрезка; использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; распознавать и называть геометрические тела (куб, шар); соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; распознавать и называть геометрические тела (куб, шар); соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. измерять длину отрезка; вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; оценивать размеры геометрических объектов 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и тем программы п/п Количество часов Всего Виды, формы Контрольные Практические контроля работы работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Модуль 1. Взаимное расположение предметов 1.1. Пространственные отношения «справа – слева», «между» 2 Устный опрос http:www.rusedu.ru. http://schoolcollection.edu.ru/ 1.2. Произвольная точка отсчета 3 Устный опрос 1.3. Отношения «за-перед», «над-под», «ближе-дальше». Видимые и невидимые части фигур 4 Устный опрос http:www.rusedu.ru. http://schoolcollection.edu.ru/ http:www.rusedu.ru. http://schoolcollection.edu.ru/ 1.4. Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигур из палочек. 1.5. Ориентирование на плоскости и в пространстве. 4 Устный опрос 2 Устный опрос Итого по модулю 1 15 http:www.rusedu.ru. http://schoolcollection.edu.ru/ http:www.rusedu.ru. http://schoolcollection.edu.ru/ Модуль 2. Целое и части 2.1. Форма, размер. Конструирование прямоугольника. 3 Устный опрос http:www.rusedu.ru. http://schoolcollection.edu.ru/ 2.2. Форма, размер. Конструирование треугольника. 3 Устный опрос http:www.rusedu.ru. http://schoolcollection.edu.ru/ Итого по модулю 2 6 Модуль 3. Поверхности. Линии. Точки. 3.1. Плоская и кривая поверхность. 2 Устный опрос 3.2. Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия». Положение поверхностей в пространстве. 2 Устный опрос 3.3. Невидимые линии на рисунке. 2 Устный опрос 3.4 Понятия «область», «граница области». 5 Устный опрос 3.5 Итоговое повторение 1 Устный опрос Итого по модулю 3 12 Общее количество часов по программе 33 7 http:www.rusedu.ru. http://schoolcollection.edu.ru/ http:www.rusedu.ru. http://schoolcollection.edu.ru/ http:www.rusedu.ru. http://schoolcollection.edu.ru/ http:www.rusedu.ru. http://schoolcollection.edu.ru/ http:www.rusedu.ru. http://schoolcollection.edu.ru/ № Тема урока п/п ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов Контрольные работы Виды, формы контроля Практические работы Всего 1. Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Весёлой точкой. 2. Цвета радуги. Их очерёдность. очередность. 3. «Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства. 4. Волшебные гвоздики (штырьки) на 1 1 1 Устный опрос 1 Устный опрос 1 Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Кривая линия. Точки пересечения 1 кривых линий. 1 Решение топологических задач. Устный опрос Геоконте. 5. 6. 7. «Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии. 9. Решение топологических задач. Лабиринт. 10. Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве. 11. Вертикальные и горизонтальные прямые линии. 12. Первоначальное знакомство с сетками. 13. Отрезок. Имя отрезка. 14. Сравнение отрезков. Единицы длины. 15. Ломаная линия. 16. Ломаная линия. Длина ломаной. 17. Решение задач на развитие пространственных представлений. 18. Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света. 8. Устный опрос Устный опрос 1 Устный опрос Устный опрос Устный опрос 1 Устный опрос 1 Устный опрос 1 Устный опрос 1 Устный опрос 1 Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос 1 1 1 1 1 Устный опрос 19. Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. 20 Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла. 21 Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла. 22 Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия. 23 Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконте. 24 Многоугольники. 25 Математическая викторина «Гость Волшебной поляны». 26 «В городе треугольников». Треугольник. 27 Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. 28 Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. 29 Треугольник. Виды треугольников. 30 «В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция. 31 Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб. 32 Квадрат. 33 Резервный урок. Танграм: древняя китайская головоломка. 1 Устный опрос 1 Устный опрос 1 Устный опрос 1 Устный опрос 1 Устный опрос 1 Устный опрос Устный опрос 1 1 Устный опрос 1 Устный опрос 1 Устный опрос 1 Устный опрос Устный опрос 1 1 Устный опрос 1 Устный опрос Устный опрос 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Математика 1 класс: учебник в 2 частях / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. - 15-е изд., перераб. Москва: Просвещение,2023г МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/ Житомирский В.Н. Путешествие по стране геометрии. – М. : Педагогика, 1991. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://school-collection.edu.ru/catalog/ ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Магнитная доска. Компьютер. Интерактивная доска. Инструменты для выполнения чертежей. Набор геометрических тел. Медиатека. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Инструменты для выполнения чертежей.