положение о классном руководстве

1.3. Классное руководство – особый вид дополнительной педагогической
деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно при
условии дополнительной оплаты и внесения соответствующих сведений в трудовой
договор.
1.4. Осуществление классного руководства не связано с занимаемой педагогическим
работником должностью и не входит в число его должностных обязанностей.
1.5. При осуществлении классного руководства воспитательные цели и задачи
реализуются соответствующим педагогическим работником как в отношении каждого
обучающегося класса (далее – обучающийся), так и в отношении класса как микросоциума
в соответствии с рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной
работы.
1.6. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является
единственным субъектом воспитательной деятельности. Он на постоянной основе
взаимодействует: с семьями обучающихся; с другими педагогическими работниками; с
медицинским работником общеобразовательной организации; с социальными партнерами;
с администрацией общеобразовательной организации.
1.7. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется:
 Конституцией Российской Федерации;
 Семейным кодексом Российской Федерации;
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;
 Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
 Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
 Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»;
 Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях
по реализации государственной социальной политики»;
 Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
 распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
 ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки
России от 06.10.2009 № 373;
 ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки
России от 17.12.2010 № 1897;
 ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки
России от 17.05.2012 № 413;
 приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении
Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя

2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются
базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности
обучающихся, изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации от
07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» и распоряжении Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года».
2.2. Цели работы классного руководителя:
 формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными

духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении социальнозначимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся:
 опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации,

исторические и национально-культурные традиции;
 организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России;
 нравственный пример педагогического работника;
 социальная востребованность воспитания;
 поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности
воспитания;
 признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
 обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в
том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
 кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества,
государства, образовательных и научных организаций).
2.4. Задачи деятельности классного руководителя:
 создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем
гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения
обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения
и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности,
недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
 формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития,
основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных
ценностей и практической готовности им следовать;
 формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к
негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по
отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению
различных веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия,
жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.;
 формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства
ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности

российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра
исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны;
 формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в
условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции,
использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений,
творческих и научных сообществ.
2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач:
 выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов
духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и
традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных
воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;
 реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации
обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;
 взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах
информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернетресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей,
поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию
ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
 обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в
области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива
Школы, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.;
 участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.

2.6. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная
части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному
руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых
– традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся.
Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от
контекстных условий Школы.
2.7.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки:
2.7.1.1. Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации
обучающихся в классе, включая:
 содействие повышению дисциплинированности и академической успешности

каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и
успеваемости;
 обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по приоритетным
направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
 содействие
успешной социализации обучающихся путем организации
мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта
социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием
возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и
научных сообществ;

 осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на

основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий
жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;
 выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной
ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
 выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в
психологической помощи;
 профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения,
употребления вредных для здоровья веществ;
 формирование навыков информационной безопасности;
 содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными
результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
 поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их
способностей;
 обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том
числе гарантий доступности ресурсов системы образования.
2.7.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с
классом как социальной группой, включая:
 изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
 регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование

благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в
полиэтнической, поликультурной среде;
 формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к
национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни,
активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее
страны, признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной,
исследовательской, творческой и иной деятельности;
 организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия
обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию
социальных и образовательных проектов;
 выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих
угрозу физическому и психическому здоровью обучающихся;
 профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе
всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
2.7.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:
 привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах,

обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее
благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;
 регулярное
информирование родителей (законных представителей) об
особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года,
основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях
и событиях жизни класса;
 координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;

 содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных
представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной
помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.

2.7.1.4. Осуществление воспитательной
педагогическим коллективом, включая:

деятельности

во

взаимодействии

с

 взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых
педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию;
 взаимодействие с администрацией Школы и учителями учебных предметов по
вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и
класса в целом;
 взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами
дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей
обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции
индивидуальных траекторий личностного развития;
 взаимодействие с учителями, преподающими учебные предметы, и педагогами
дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы
деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно
полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
 взаимодействие
с
педагогом-организатором,
педагогом-библиотекарем,
педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения
обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной
работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
 взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией Школы по
вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;
 взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками Школы
(социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации
комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.7.1.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с
социальными партнерами, включая:
 участие

в организации работы, способствующей профессиональному
самоопределению обучающихся;
 участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и
социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с
привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей,
научных и образовательных организаций;
 участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся
в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб,
правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного
образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
3. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя
3.1. Классный руководитель имеет право:
 самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы

работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности,

выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего
образования с учетом контекстных условий деятельности;
 участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов Школы в части
организации воспитательной деятельности в Школе и осуществления контроля ее
качества и эффективности;
 самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в
воспитательных мероприятиях;
 использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру Школы при
проведении мероприятий с классом;
 получать своевременную методическую, материально-техническую и иную
помощь от руководства и органов государственно-общественного управления Школы для
реализации задач по классному руководству;
 давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и
проведении воспитательных мероприятий;
 посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по
согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися
и с коллективом обучающихся класса;
 защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в
случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации Школы,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других
педагогических работников;
 запрашивать у медицинских работников, закрепленных за общеобразовательной
организацией, и родителей необходимую информацию о состоянии здоровья обучающихся;
 при необходимости инициировать проведение педагогических консилиумов, «малых
педсоветов», приглашать родителей (законных представителей) обучающихся для решения
проблем в обучении и воспитании;
 повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и
методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
4. Организация деятельности классного руководителя
4.1. Классный руководитель ежедневно: определяет отсутствующих на занятиях и
опоздавших учащихся; выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит
профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных
занятий; организует и контролирует дежурство учащихся по Школе; организует различные
формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации
в их поведении.
4.2. Классный руководитель еженедельно: проверяет и отмечает в электронном
журнале причины пропусков учащимися занятий; проводит час классного руководителя
(классный час) в соответствии с планом воспитательной работы и утвержденным
расписанием; организует работу с родителями; проводит работу с учителямипредметниками и педагогами дополнительного образования, работающими в классе;
4.3. Классный руководитель ежемесячно: получает консультации у психологической
службы и отдельных учителей; организует работу классного актива.
4.5. Классный руководитель ежегодно: составляет план воспитательной работы в
классе по утвержденной форме (приложение); анализирует состояние воспитательной
работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года.

4.6. В целях обеспечения четкой организации деятельности Школы проведение
досуговых мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов, дискотек), не
предусмотренных календарными планами воспитательной работы Школы и годовым
планом классного руководителя, не допускается.
4.7. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
4.8. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных
мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий.
Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно.
4.9. При проведении внеклассных мероприятий в Школе и вне Школы классный
руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и обязан обеспечить
сопровождение обучающихся в расчете один человек на 10 учащихся. О проведении
внеклассных мероприятий в Школе и вне Школы классный руководитель в письменном
виде уведомляет администрацию Школы не позже 3-х дней до начала мероприятия.
4.10. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы
работы с обучающимися:
индивидуальные
(беседа,
консультация,
обмен
мнениями,
оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
 групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
 коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и
др.).


5. Механизмы стимулирования классных руководителей
5.1. За выполнение педагогическим работником с его согласия функций классного
руководства педагогическому работнику устанавливается компенсационная доплата за
увеличение объема работы.
5.2. В Положении о стимулирующих выплатах общеобразовательной организации
могут быть предусмотрены показатели эффективности деятельности педагогического
работника, осуществляющего классное руководство, за выполнение которых
дополнительно к компенсационной доплате устанавливаются также стимулирующие
выплаты.
5.3. Размеры доплаты педагогическим работникам за осуществление классного
руководства и порядок ее установления определяются коллективным договором и (или)
локальным нормативным актом общеобразовательной организации, утверждаемым
руководителем образовательной организации по согласованию с выборным органом
первичной профсоюзной организации, в соответствии с рекомендациями регионального
(муниципального) отраслевого соглашения.
5.4. При возложении на педагогического работника функций классного
руководства, как правило, обеспечивается преемственность осуществления классного
руководства в классах на следующий учебный год.

5.5. Осуществление классного руководства и доплата за выполнение этих функций
устанавливаются педагогическому работнику дополнительным соглашением к трудовому
договору при распределении учебной нагрузки (тарификации) на весь учебный год (с 1
сентября по 31 августа).
5.6. В отдельных случаях на педагогического работника может быть возложено
осуществление классного руководства в нескольких классах.
5.7. Доплата за осуществление классного руководства выплачивается в
установленном размере, в том числе во время каникул и периодов отмены занятий по
эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям.
6. Ответственность классного руководителя
6.1. Классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье
обучающихся во время воспитательных мероприятий с классом;
6.2. За неисполнение своих обязанностей классный руководитель несет
административную и иную ответственность в соответствии с действующим
законодательством;
6.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с
физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, классный
руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с
трудовым законодательством и Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской
Федерации». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной
ответственности;
6.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил организации учебно-воспитательной деятельности классный
руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях,
предусмотренных административным законодательством;
6.5. За виновное причинение школе или участникам образовательных отношений
ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей
классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах,
установленных трудовым и гражданским законодательством РФ.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается
на Педагогическом совете Гимназии и утверждается приказом директора.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
в письменной форме в соответствии с действующим законодательством РФ.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. После принятия Положения
(или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции
предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».