ВД Проектная деятельность 2-4 классы

Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для 2 - 4 классов «Проектная деятельность»
разработана в соответствии с требованиями:
В 2025-2026 учебном году при организации образовательной деятельности в
общеобразовательных организациях Свердловской области необходимо учитывать
положения следующих нормативных правовых, инструктивных и методических
документов:
Нормативно-правовые, инструктивные и методические документы,
обеспечивающие организацию образовательной деятельности
в 2025-2026 учебном году
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.05.2025) «Об образовании
в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с
01.09.2025);
2.
Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и
47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
3.
Федеральный закон от 08.08.2024 № 315-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (начало действия
документа – 01.03.2025);
4.
Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
5.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ» (начало действия документа - 01.09.2024);
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021№ 286
(ред. от 22.01.2024) «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего
образования и основного общего образования»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования» (начало
действия документа -01.09.2025);
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2024 № 499
«Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.11.2024 № 769
(ред. от 01.04.2025) «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к

использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
установлении предельного срока использования исключенных учебников и разработанных
в комплекте с ними учебных пособий»;
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.02.2025 № 121
«О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27 ноября 2020 г. № 678 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской
олимпиады школьников»»;
14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.11.2024 № 838
«Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным
условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в
целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах
Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных
организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем
образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению
общеобразовательных организаций»;
15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 № 458
(ред. от 04.03.2025) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
16. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
(ред. от 04.03.2025) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
17. Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации № 845,
Министерства просвещения Российской Федерации № 369 от 30.07.2020 «Об утверждении
Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
практики, дополнительных образовательных программ в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность»;
18. Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№ 1598 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
(ред. от 09.10.2024) «Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования» (начало действия редакции - 01.09.2025);
20. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№ 1023 (ред. от 17.07.2024) «Об утверждении федеральной адаптированной
образовательной программы начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
21. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2024 № 67
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;
22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 06.11.2024 № 778
«Об утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психологопедагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка
деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»;
23. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 (ред. от 30.08.2024) «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные
правила...»);
24. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с «СанПиН 1.2.3685-21.
Санитарные правила и нормы...»);
25. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.03.2025
№ 2 «О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.368521
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2»
(начало действия документа - 01.09.2025);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.12.2022 № 24
«О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2»;
26.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2021 № 032161 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Основными требованиями и
рекомендациями к составлению расписания для обучающихся начального общего
образования»,
«Основными требованиями и рекомендациями к составлению расписания для
обучающихся основного общего и среднего общего образования»);
27.
Методические рекомендации «МР 2.4.0331-23. 2.4. Гигиена детей и подростков.
Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в
общеобразовательных организациях. Методические рекомендации» (утв. Главным
государственным санитарным врачом РФ 10.11.2023);
28.
Методические рекомендации «МР 2.4.0330-23. 2.4. Гигиена детей и подростков.
Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований
при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий. Методические рекомендации» (утв. Главным
государственным санитарным врачом РФ 29.08.2023) (вместе с «Рекомендациями для
родителей (законных представителей) по сокращению экранного времени у детей»).
Документы школьного уровня:
29. Устав МАОУ гимназия № 37
30. Рабочая программа воспитания МАОУ гимназия № 37
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в
структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи —
вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения
и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть
освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть
ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи),
хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия);
уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и
адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится
субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является

его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и
его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией,
формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся
начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей
и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.
Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов,
исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов
деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере
дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская
деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников
образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с
семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития
творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих
потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской
деятельности.
Программа «Проектная деятельность» – интеллектуальной направленности. Она
является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу
исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность
посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к
научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей.
В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие,
эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с
организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии,
побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный
опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного
типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Современные развивающие программы начального образования включают
проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность,
результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель и задачи курса ««Проектная деятельность»»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ
исследовательской деятельности.
Задачи программы:
 формировать представление об исследовательском обучении как ведущем
способе учебной деятельности;





обучать специальным знаниям, необходимым для проведения
самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Содержание курса

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии,
педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы
обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами
исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от
истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся
ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо,
чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать
понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и
наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной
коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
 вести устный диалог на заданную тему;
 участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
 участвовать в работе конференций, чтений;
 участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в
процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме.
При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной
темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или
картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием
выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с
какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и
подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе
из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы
на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но
и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во
время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие
предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из
Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует
этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми,
какие проекты
(поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка,
скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина,
КВН, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад,
конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему.
Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он
должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять
участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все
этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием
всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка
ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом
детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них
получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов
проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем
важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной
исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования,
выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного
материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой
проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей
работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской
работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление,
демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов
работы.
Особенности программы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:
 Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и
целостности образования в целом;
 Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
 Системность организации учебно-воспитательного процесса;
 Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают
участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей
для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология,
цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но
и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный
вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект
учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности,
развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств,
которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет

свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании
занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе).
В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде
решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт:
изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные,
комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и
иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме
проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные
(классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные.
Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности
учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации
и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторскотехнологические, а также художественно- конструкторские задачи, включающие и решение
соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей
создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая
реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной
деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации
основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному
прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в
целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей
изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе
поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии,
расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая
документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и
инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде
с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно
полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного
результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям,
поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в
изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале
работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой
защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности,
проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Специфика курса.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но
вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической
особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение
детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.
Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а
также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с
учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их
творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла,
представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они
всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности.
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом,
вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных
проектов.

Назначение программы
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное
изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству
результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в
группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия
проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на
пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений,
экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВН, встреч с интересными людьми,
соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск
необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на
электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных
профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент,
наблюдение, экспресс - исследование, коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини - конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ,
выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно - исследовательская
конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
 уровневая дифференциация;
 проблемное обучение;
 моделирующая деятельность;
 поисковая деятельность;
 информационно-коммуникационные технологии;
 здоровьесберегающие технологии.
Место «Проектной деятельности» в учебном плане.
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента
государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным
планом МАОУ гимназия № 37 на проектную деятельность во 2- 4 классах отводится 1
внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа – во 2-4
классах внеаудиторной занятости.
Карта преемственности в развитии
общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений
2 класс
 наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
 пересказывать подробно и выборочно;
 выделять главную мысль на основе анализа текста;
 делать выводы из фактов, совокупности фактов;
 выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
 выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
 делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе
выводов.
3 - 4 класс
 переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
 отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
 конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

систематизировать учебный план;
пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего
характера;
 высказывать содержательно свою мысль, идею;
 формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
 решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
 свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
 переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.



Календарно-тематическое планирование 2 класс (34 часа)
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1213
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тема
Что можно исследовать? Предмет, объект исследования.
Формулирование темы
Как задавать вопросы? Учимся выдвигать гипотезы.
Планирование работы. Организация исследования
(практическое занятие.)
Как подготовить результат исследования. Как подготовить
сообщение.
Что такое информация?
Дом, где живёт книга (библиотечный урок)
Учусь работать с книгой.
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем
исследования.
Цели и задачи исследования. Обобщение полученных
данных.
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по
интересам)
Наш проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет.
Узоры и орнаменты на посуде»

Тео
рия

Пра
кти
ка

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Ролевой игровой проект «В гостях у сказки»

2

Проект « И в шутку и всерьёз»
Проект «Как помочь животным зимой»
Комнатные растения.
Животные живого уголка.
Коллекционирование.
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
Сообщение о своих коллекциях.
Что такое эксперимент.
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.
Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»
Проект «Народные промыслы».
Проект «Профессии»
Проект «Пишем письмо».
Информационный проект «Золотые правила воспитанного
человека»
Проект «Убранство избы».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
План Факт

29
30
31
32
33
34

Проект «Родословная»
Проект «Рифма».
Проект «Города России»
Проект «Страны мира»
Проект «Аквариум»
Презентация лучших проектов

1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование 3 класс (34 часа)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тема
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем
исследования.
Проект. «Солнечная система. Луна-спутник Земли».
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по
интересам)
Проект. «Условия жизни на Земле. Свойства веществ».
Какими могут быть проекты?
Проект. «Человек познаёт мир. План местности. План
школы»
Формулирование цели, задач исследования, гипотез.
Проект. «Человек познаёт мир. Физическая карта, о чем
она может рассказать?»
Планирование работы.
Проект. «Царство растений. Строение растений».
Знакомство с методами и предметами исследования.
Эксперимент познания в действии.
Проект «Чай –наш любимый напиток»
Обучение анкетированию, социальному опросу,
интервьюированию.
Проект. «Животные. Разнообразие животных на Земле».
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление
списка литературы по теме исследования.
Проект. «Древнерусское государство. Первые русские
князья»
Анализ прочитанной литературы.
Проект. «Древнерусское государство. Ярослав Мудрый».
Исследование объектов.
Проект. «Образование Московского государства. Первый
русский царь».
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи,
выделять главное и второстепенное.
Проект. «Российская империя. Первый император»
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Проект. «Советская Россия. СССР»
Как сделать сообщение о результатах исследования
Проект. « Из истории имён. Что значит твоё имя?»
Оформление работы.

Тео Пра
рии ктик
а
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
план факт

29 Проект. «Жилище в Древней Руси».
30 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
31 Проект. «Обереги Древней Руси»
32 Мини конференция по итогам собственных исследований
33 Проект. «Народные праздники на Руси».
34 Анализ исследовательской деятельности.
Итого: 34 часа

10

1
1
1
1
1
1
24

Календарно-тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№
п\п

Тема

Те
ор
ия

Пр
ак
ти
ка

Проектная деятельность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Культура мышления.
Проект. «Значение нервной системы для организма»
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Проект. «Двигательная система и её укрепление»
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Предмет и объект исследования.
Проект «Мимика человека и её особенности»
Проект «Пищеварительная система человека»
Наблюдение и экспериментирование.
Наблюдение и экспериментирование.
Проект «Дыхательная система человека и её защита»
Техника экспериментирования
Техника экспериментирования
Проект «Кровеносная система»
Проект «Значение кожи для организма»
Правильное мышление и логика.
Правильное мышление и логика.
Проект «Развиваем внимание и память»
Проект «Развиваем внимание и память»
Что такое парадоксы
Что такое парадоксы
Проект «Когда дом становится опасным»

1
1

Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники
экспериментирования.
Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники
экспериментирования.

1

Проект «Героические страницы истории нашей Родины. Отечественная
война 1812 года»
Проект «Героические страницы истории нашей Родины. ВОв 1941-1945
гг.Битва под Москвой»
Проект «Героические страницы истории нашей Родины. ВОв 1941-1945
гг. Блокада Ленинграда»
Проект «Героические страницы истории нашей Родины. ВОв 1941-1945
гг. Сталинградская битва»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Дата
План Факт

31
32
33
34

Проект «Героические страницы истории нашей Родины. ВОв 1941-1945
гг. Подвиги в тылу»
Проект «Права и обязанности граждан России»
Выступление на школьной НПК.
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

Итого: 34 часов

1
1
1
1

11

23

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Первый уровень результатов
(2 класс)
предполагает приобретение
второклассниками новых
знаний, опыта решения
проектных задач по
различным направлениям.
Результат выражается в
понимании детьми сути
проектной деятельности,
умении поэтапно решать
проектные задачи.

Второй уровень результатов
(3 класс)
предполагает
позитивное
отношение детей к базовым
ценностям
общества,
в
частности к образованию и
самообразованию. Результат
проявляется в активном
использовании школьниками
метода проектов,
самостоятельном выборе тем
(подтем) проекта,
приобретении
опыта
самостоятельного поиска,
систематизации и оформлении
интересующей информации.

Третий уровень результатов
(4 класс)
предполагает получение
школьниками
самостоятельного
социального опыта.
Проявляется в участии
школьников в реализации
социальных
проектов
по
самостоятельно
выбранному
направлению.
Итоги реализации программы
могут быть представлены
через презентации проектов,
участие
в
конкурсах
и
олимпиадах по разным
направлениям, выставки,
конференции, фестивали,
чемпионаты.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

 с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов
изучаемых произведений;
 с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках
рисунков при защите проектов;
 с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

Личностные и метапредметные результаты
результаты

формируемые умения


личностные







формировании у детей мотивации к
обучению, о помощи им в
самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания,
ориентироваться в
информационном пространстве,
развитие критического и
творческого мышления.

средства формирования



организация на занятии
парно-групповой работы



Метапредметные результаты

регулятивные






познавательные








коммуникативные

учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе
во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату;

умения учиться: навыках решения
творческих задач и навыках
поиска, анализа и интерпретации
информации.
добывать необходимые знания и с
их помощью проделывать
o конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с
o использованием
учебной
литера- туры;
основам смыслового чтения
художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из
текстов разных видов;



осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков;



Учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с
усилиями других.
формулировать собственное мнение и
позицию.
договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в
том числе в
ситуации столкновения интересов.
задавать вопросы.
допускать возможность существования
у людей
различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и
взаимодействии.
учитывать разные мнения и стремиться
к координации различных позиций в
сотрудничестве.
































в сотрудничестве с
учителем ставить новые
учебные задачи;
преобразовывать
практическую задачу в
познавательную;
проявлять
познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве
осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
использованием
ресурсов библиотек и
Интернета

учитывать
разные
мнения и интересы и
обосновывать
собственную позицию;
понимать
относительность мнений
и подходов к решению
проблемы;
аргументировать
свою
позицию
и
координировать ее с
позициями партнеров в
сотрудничестве
при
выработке общего
решения в совместной
деятельности;
продуктивно
разрешать конфликты на
основе учета
интересов и позиций всех
его участников;






с
учетом
целей
коммуникации
достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру
необходимую
информацию как ориентир
для
построения действия.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации
программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации,
составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их
оценки:
Должны научиться

Сформированные действия
















видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.









Рефлексировать (видеть проблему;
анализировать сделанное – почему получилось, почему
не получилось, видеть трудности,
ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде
модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов)
решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при
решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать
или аргументировано отклонять
точки зрения других).

Ожидаемые результаты:











По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

действия, направленные на выявление проблемы и определить направление
исследования проблемы;
зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
обозначится граница исследования;
разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные
идеи;
деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
поведется последовательно исследование;
зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
проанализируются и обобщатся полученные материалы;












подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением
родителей;
обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее
50%;
включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,
среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой
информации;
сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ
ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в
совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
























газета,
гербарий,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
коллекция,
костюм,
макет,
модель,
альбом,
музыкальная подборка,
наглядные пособия,
паспарту,
плакат,
план,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сувенир-поделка,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия

Описание материально-технического обеспечения программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Проектная
деятельность» необходимы следующие принадлежности:
 компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
 набор ЦОР по проектной технологии.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или любой другой
специалист в области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с
детьми, либо с педагогическим образованием.

Литература:
Для учителя
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.
Издательство дом «Фёдоров». 2008
3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.
Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Для обучающихся:
1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь
для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
3. Интернет - ресурсы
4. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и
взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М.
БАЛЛАС,2008


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Билет в будущее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».