16.04.2018
В нашей гимназии сильна традиция помнить своих выпускников, радоваться и гордиться и достижениями, передавать новым гимназистам высокие рамки соответствия успехам прежних поколений. Весь город знает об открытии на здании гимназии мемориальной доски, посвящённой Году Кино и нашим известным на весь мир выпускникам: режиссёру Глебу Панфилову, актёру Александру Демьяненко и композитору Вадиму Бибергану. Однако, мы не только школа знаменитого Шурика из «Кавказской пленницы»!
На втором этаже в ряду великих выпускников я заметила фамилию Дольника и не поверила своим глазам. Как? Автор моей любимейшей книги «Непослушное дитя биосферы» учился здесь? Просто поражена, и начинаю вести поиск уточняющих деталей. Все сходится - ОН! Наш герой родился 13 января 1938 года, а значит, в победном 1945 году стал первоклассником нашей гимназии, закончив ее в 1955 году. Находится и великолепный повод – 80-летие, чтобы устроить вечер памяти Виктора Рафаэльевича Дольника. Находится и одноклассник героя – Сергей Николаевич Гущин, который помнит чудесную историю о дрессировке кошки.
За дело взялись многие: кружковцы из географического клуба «Перекресток», руководитель школьного музея Елькин Максим Геннадьевич, а также Светлана Александровна Швед.
Прочитали его книгу, интервью с его участием, перерыли кучу фотографий и написали сценарий вечера. Долго готовились, репетировали, меняли сцены, подбирали реквизит, готовили костюмы. Это важно, поскольку мы собирались инсценировать страницы его знаменитой книги и выступить в роли животных, которых Виктор Дольник так любил с детства.
Виктор Дольник — один из редких в нашей стране специалистов в области этологии человека. Эта наука перевернула все представления о человеке. Она изучает поведение людей и животных, обусловленное врожденными программами — инстинктами. Этология человека показала, что 90% нашего поведения и обычаев диктуются не культурой, а древними животными инстинктами. Печать зверя лежит на всей цивилизации.
Дольник начал свою работу эколога в те нелегкие годы, когда никто не верил в силу врожденных человеческих склонностей и воспевалось главенство социального воспитания.
Еще будучи студентом биофака, в 1956 году он написал реферат по поведению homo sapiens как прямоходящей обезьяны. Реферат прослушали, воцарилось молчание, после чего «посоветовали» сделать другой реферат. Он и сделал — по происхождению страусов. Его приняли на «ура», потому что в нем не было покушения на основы, на тезис о том, что труд сделал человека человеком.
Дольник приводит примеры в доказательство своих научных теорий, которые написаны таким понятным, живым языком, что сразу убеждают. Например, он пишет, что все человеческие детеныши любят качели. Все детские парки развлечений состоят из аттракционов, где в том или ином виде используется фрагмент полета, вращения, переворота или мгновения невесомости. Вы сколько угодно можете катать на карусели щенков, жеребят или детенышей овец — ничего, кроме ужаса, у них это не вызовет. А у наших детенышей полет вызывает инстинктивное удовольствие. Дети хохочут, когда их подбрасывают и ловят. Почему? Да потому, что наши далекие предки прыгали по деревьям, и в глубинах мозга до сих пор осталась программа брахиации — перелета с ветки на ветку, раскачиваясь на руках. Именно поэтому до сих пор самые популярные и частые детские сны — это сны о полетах. Этой программе, которая живет в далеких глубинах нашего мозга, примерно 25 миллионов лет — именно тогда наши общие с гиббонами предки передвигались с помощью брахиации.
Вообще инстинктивное поведение лучше всего наблюдать у детей — они ближе к животным. Почему все дети обожают строить шалаши из веток, имеют тягу к дуплам, пещерам?.. Потому, что у многих, и не только человекообразных, приматов есть врожденные программы по строительству гнезда.
Дайте грудному младенцу два пальца, он их крепко обхватит ручонками. Можете его теперь смело поднимать в воздух — он удержится! Потому что миллионы лет его животные предки с самого рождения висели на маме, вцепившись в ее шерсть. Давно уже у наших самок шерсти нет, а способность младенца висеть, держась за руки, осталась.
Осталась и потребность малыша на прогулке уцепиться за мамин хвост — так безопаснее. Отсюда, кстати, и пошло выражение «держаться за юбку»: хвоста у мамы давно уже нет, но желание ребенка ухватиться за что-то сохранилось. Именно поэтому, кстати, дети лучше засыпают с плюшевыми игрушками: они волосатые и мягкие — сразу срабатывает программа успокоения.
Если злобный экспериментатор в лаборатории забирает маму у маленькой обезьянки, малыш впадает в ужас, кричит и инстинктивно вцепляется в шерсть — в свою собственную, поскольку маму-то уже уволокли, а инстинкт «вцепиться» срабатывает. У человека шерсти на теле нет, поэтому человек в стрессовых ситуациях вцепляется в ту шерсть, что осталась, — в волосы. Отсюда выражение «рвать на себе волосы».
Во всех наших поступках нами до сих пор руководит обезьяна, которая сидит внутри нас.
Такими знаниями кружковцы наполнились после чтения книги «Непослушное дитя биосферы», а на самом вечере, от одноклассника Виктора Дольника Сергея Николаевича Гущина узнали и о том, каково жилось школьникам послевоенного времени.
В школе им выдавали ложку сахара, чтобы поддержать недоедающих ребят. А они были очень активны, учились изо всех сил, в этом «золотом» выпуске почто все стали кандидатами и, даже, как наши герои, докторами наук и профессорами! Сергей Николаевич рассказал, каким тогда был актовый зал в нашей гимназии, как Витя Дольник, дрессировавший кошку, стал с ней выступать на сцене, а кошка испугалась аплодисментов и убежала под сцену. Очень весело было представлять, как весь зрительный зал устремился ее под этой сценой ловить!
Этот шалун, который делился со своими любимыми животными нечастыми угощениями и куском хлеба, стал великим ученым - около 30 лет возглавлял орнитологическую станцию Зоологического института АН СССР (ЗИН) на Куршской косе, работал в редакционно-издательском совете зоологоческого института в Санкт-Петербурге, был членом редколлегии журнала Avian Biology and Ecology. Виктор Дольник – Почетный член Американского орнитологического общества, член-корреспондент Германского и Голландского орнитологических обществ, ученый с мировым именем.
Наблюдая за нашим гостем, мы увидели, как 80-летний седой профессор УрФУ, судья Международной категории по хоккею с шайбой, писатель, публицист, журналист, почётный изобретатель СССР, заслуженный работник высшей школы, заслуженный работник физической культуры, лауреат государственных премий и наград, член Международной Энергетической Академии, член-корреспондент Академии инженерных наук РФ, стал мальчишкой, школяром – Сережей Гущиным!
Вспоминая свои детские годы, он веселился вместе со всеми, зарядил нас позитивом и молодостью! Как кинулись к нему обниматься наши ученики в конце вечера! Это было прекрасно! Спасибо ему огромное и низкий поклон за это общение!
Мы убеждены, что необходимо и дальше узнавать истории наших выпускников, устраивать с ними встречи, брать пример активности, мотивации, жизненной силы у тех, кто прошел эту школу раньше. А значит и планировать свое будущее таким же успешным и добиваться, чтобы планы эти осуществить.
Ершова Наталья Владимировна и географический клуб «Перекрёсток»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.09.2020
Дата обновления: 15.09.2020
Дата публикации: 16.04.2018