Родителям семиклассников
01.01.2017
Уважаемые родители, предлагаю вам познакомиться с возрастными особенностями развития семиклассника (13 лет)
Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития. Этот период - время больших возможностей и больших опасностей. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом связано с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей.
Выделяются три точки созревания: органическое, половое и социальное
У современного ребенка все линии разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время – социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста. ХХ век стал веком тинейджеров.
Разные ученые по-разному называли период, который начинается в 13 лет.
Фрейд говорит, что в этом возрасте начинается период (12 – 18 лет) биологического созревания в пубертатный период. Приходит интерес к противоположному полу. В норме происходит поиск места в обществе. Происходит освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает развитие.
Эриксон считает юность (12 -13 до 19 – 20 лет) самым важным периодом в психосоциальном развитии человека, это возраст окончательного установления доминирующей позитивной ЭГО идентичности.
Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Происходит стихийный поиск ответов на важные вопросы «Кто Я?», «Куда Я иду?», «Кем Я хочу стать?»
Задача - собрать воедино знание о себе(какие они сыновья, студенты, спортсмены) и создать единый образ себя (Эго – идентичность), включающий как осознание прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения.
Лев Семенович Выготский выдели основные интересы подростка:
- интерес подростка к собственной личности;
- установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, сегодняшние,
- тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета;
- стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.
Из этих интересов вытекают следующие особенности поведения.
Особенность, черта характера |
Положительное проявление |
Отрицательное проявление |
Воспитательное воздействие |
1. Появление чувства взрослости |
Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое |
Копируются чисто внешние признаки взрослости (курение, употребление алкоголя) |
Поощрять проявление общественно одобряемых черт взрослости. |
2. Начало "ценностного конфликта" |
Отстаивание собственного понимания взглядов на мир. |
Обличение взрослых в том, что они сами не следуют нормам, которые провозглашают. |
Соблюдать принципы справедливости, объяснять требования детям. |
3. Новый период в нравственном развитии |
Становятся значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливость, искренность, свобода, любовь).
|
Ребенку важнее говорить о ценностях, принципах, чем претворять их в жизнь. |
Взрослые должны отстаивать свою точку зрения, но очень доброжелательно и аргументированно. |
Желание проверить равенство прав со взрослыми. |
Расширение своих прав и сужение своих обязанностей. |
Не снижать требований, объясняя их разумность. Но помогать ребенку выполнять эти требования (он должен чувствовать безопасность). |
|
5. "Право на родителей" |
Хотят получить подтверждение того, что их по-прежнему любят. |
Становятся капризными, требовательными, хотят новых проявлений родительской любви. |
Учить детей различию в способах выражения чувств между взрослыми и детьми, чужими и близкими. |
6. Недостаточный опыт общения |
Ложь, агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение. |
Совместный анализ поступков ребенка, выражение понимания. |
|
7. Развитие самооценки |
Ребенок начинает ориентироваться на реальные достижения. |
Выявляется группа ребят, не считающих себя способными ни к одному предмету. |
Помочь найти сферу, в которой ребенок будет успешным. Использование "эффекта Розенталя". |
8. Потребность говорить о себе. |
Отсутствие рефлексии и достаточного словарного запаса, описывающего чувства. |
Дать возможность говорить о себе, своих удачах и неудачах. |
|
9. Учение обретает личностный смысл. |
Формируется интерес к какой-либо деятельности. |
Отсутствие учебной мотивации. |
Создание классов, групп по уровням обучения, по интересам. Занятия научной работой. |
10. Познавательная активность |
Пик любознательности Формирование устойчивых интересов. Мода на интересы. |
Неустойчивый характер интересов, отрицание того, что их главный труд - учеба |
Формировать воспитывающую образовательную среду. Окружающие подростка люди должны быть увлеченными, но не насаждать свои интересы детям. |
11. Формирование понятийного мышления |
Формируется научный язык, умение логически мыслить |
Непонимание значения самых распространенных слов. |
Давать определение понятий, добиваться полного понимания. |
Описав некоторые особенности поведения и варианты его проявления в заключение скажем, что каждый знает как строить отношения со взрослыми и как относиться к детям, а как строить отношения с подростками??? Мы часто говорим: «Ты ребенок!», и «Ты – взрослый!!!» для ребенка их положение в обществе амбивалентно и они этим умело пользуются (Конфета –шампанское).
Те, кому за 30 лет росли с идеалами и жизненными ценностями на основании которых строили своё будущее. Современные же подростки ощущают свою ненужность в обществе. Зачастую взрослые озабочены: накормить, одеть, дать образование, помочь поступить в институт. Зачем? Ради чего? Ответов часто нет ни у старших, ни у самих 11 -16 летних.
В наших с вами силах помочь подростку.
Школа со своей стороны уважительным отношением, грамотной подачей информации, профориентационной работой; родители - внимательным отношением к своему взрослому ребенку.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.09.2020
Дата обновления: 15.09.2020
Дата публикации: 01.01.2017