01.01.2017
Памятка для учителей
Если трагедия, так или иначе, касается школы, она не может быть просто забыта, вычеркнута, невозможно делать вид, что ничего не произошло. Что говорить о ребенке, когда и взрослому трудно понять и принять, что такое могло произойти, когда и взрослого охватывает страх и беспокойство. Сама позиция педагога и трудна, поскольку требует активного и умелого действия, и исключительна, так как учитель много знает о детях, знает их обычное поведение, ему легче распознать тревожные признаки в поведении ребенка, в том, как он реагирует на события. У учителя есть авторитет и возможность утешить, подсказать, научить. После трагедии, катастрофы дети приходят в школу. Что важно знать учителю, к чему быть готовым, как можно помочь ребенку?
Следует учитывать: Обычное поведение ребенка, культурно-этнических особенностей реагирования, наличие предшествующего травматического опыта, индивидуальные и возрастные особенности.
Что ожидать после травмы: реакции детей
В первые дни после катастрофы могут наблюдаться
- повышенная возбудимость;
- трудности концентрации внимания, отвлекаемость;
- снижение активности на уроках;
- временное снижение академической успеваемости;
- пониженный фон или резкие перепады настроения;
- появление конфликтности или капризности (чуть, что начинает драться, легко обижается, плачет и т.д.);
- изоляция, трудности социальных контактов (значительно меньше стал общаться со сверстниками, на переменах всегда один, отвечает односложно, не смотрит в глаза и т.д.).
- стал равнодушен к прежним увлечениям, обязанностям по школе, которые раньше доставляли удовольствие и приносили радость;
- несвойственные жалобы на здоровье.
Что я могу сделать, чтобы помочь?
- Одно из самых важных – справиться со своими собственными вполне естественными и объяснимыми чувствами беспомощности, страха, гнева . Без этого учитель вряд ли сможет чем-нибудь помочь детям. Чем спокойнее Вы, тем спокойнее будут чувствовать себя дети.
- Трагедия отражается на чувстве безопасности. Подчеркивайте идеи о безопасности, даже если многие старшеклассники могут не говорить о своих страхах. Необходимость в этом может возникнуть неоднократно, особенно в связи с возможными переменами, громкими звуками или другими событиями, которые могут напоминать о трагедии. После каждого обсуждения случившегося подчеркните безопасность в данный момент, будьте позитивны, расскажите о возможных формах совладания с тяжелыми мыслями и чувствами.
- Придерживайтесь заведенного расписания и правил, это помогает восстановить ощущение стабильности мира.
- Слушайте и будьте терпеливы к пересказу события учениками. Выделите специально время для обсуждения, чтобы дать возможность учащимся выразить их чувства и мысли.
- Обсудите восприятие, чувства, мысли по поводу освещения события в СМИ (особенно со старшеклассниками).
- Будьте готовы к отсроченным и долговременным реакциям, таким как потребность снова и снова обсуждать наводнение или террористический акт.
- Некоторые учащиеся могут выражать ненависть к большим группам населения. Признайте эти сильные чувства, но очень важно помочь подростку отделить мысли и чувства, адресованные конкретным виновникам трагедии, от обобщения адресата на более широкую группу людей, включая одноклассников и других знакомых.
- У ребенка могут возникнуть острый вопрос в связи с попытками осознания происшедшего в самые неожиданные моменты, они могут восприниматься как требующие безотлагательного ответа, решения. Будьте терпеливы, помогите подростку разобраться, а также вернуться к той деятельности, которую прервало внутреннее недоумение, возмущение, непонимание.
- У учащихся может сложиться неадекватное, нереалистичное представление о происшедшем. Помогите им прояснить неточности восприятия, информацию, основанную на слухах и сплетнях. Снятие информационной неопределенности – один из важных моментов работы с тревогой. Избегайте неточностей и искажений в словах. Например, не стоит говорить «заснул», вместо слова «умер», разговаривая с детьми младших классов. Это может вызвать неправильные трактовки происшедшего, страхи. То, сколько вы можете сказать ребенку и как эта информация должна быть сформулирована, зависит от возраста.
- Будет полезно, если в классах младшей школы будут игрушки, с которыми ребенок мог бы поиграть на перемене.
- Иногда одни и те же вопросы могут задаваться снова и снова, что может выводить учителя из себя. Будьте терпеливы. Дайте подростку время справиться со своими страхами. Некоторым необходимо прослушать информацию несколько (а порой и много) раз, чтобы понять, интегрировать ее в картину мира и себя в нем, изменившуюся в связи с трагическим событием.
- Будьте готовы к вспышкам раздражения и гнева у учащихся. Постарайтесь заметить, перехватить распознать приближение неконтролируемой реакции до того, как она перерастает границы и возможности внутреннего контроля. Отзовите человека в сторонку, поговорите, что так его беспокоит, постарайтесь успокоить, помочь справиться с собой, восстановить контроль над своим поведением. Обратитесь к психологу, в сотрудничестве с которым больше шансов помочь подростку.
- Уделите время формам деятельности, которые могли бы помочь пострадавшим – написать письмо, сделать поделки, нарисовать рисунки. Сделайте что-нибудь полезное вместе с детьми. Ведь простой рисунок, письмо, игрушка могут поднять настроение и вызвать улыбку на лицах пострадавших детей, а ребята из Вашего класса почувствуют, что сделали что-то нужное (одно из самых важных человеческих чувств – быть нужным), смогут перейти к активной действующей позиции.
- Продумайте возможные виды отвлекающих форм работы, которые были бы увлекательны, связаны с учебой, но не требовали бы больших усилий по усвоению материала, способствовали восстановлению чувства собственной компетентности, уверенности в себе, самоуважения.
- Будьте готовы к временному спаду академической успеваемости. Уменьшите на время объем домашних заданий, не давайте серьезных контрольных и проверочных работ.
- Признайте чувства, которые испытывает ребенок, заверьте, что со временем с ними станет легче справляться.
- Постарайтесь уберечь учащихся от лишних напоминаний о травме. Не вешайте при входе в школу плакатов со страшными сценами, запечатленными во время катастрофы. В них нет информационной необходимости, и они только делают обстановку напряженнее и повышают вероятность появления страхов как у учеников, так и у их родителей. Ограничьте, по возможности избегайте обсуждения события между учителями в присутствии учащихся.
- Посмотрите, кто отсутствует. Если ребенок не приходит в школу, если его не пускают, это может быть тревожным сигналом, говорящим о необходимости поддержки и помощи ребенку и его семье. Помогите детям понять, что их реакции, страх, гнев, чувство беспомощности могут быть нормальными, частью процесса исцеления от психологической раны. Будьте внимательны к тем, кто не принимает участие в групповом обсуждении. Предложите ребенку поговорить с ним один на один. Поделитесь тем, как прошло обсуждение с другими учителями, работающими с классом, о тех учащихся, которым приходится особенно тяжело.
- Выявите детей группы риска (с особенно резкими и продолжительными изменениями в поведении, острыми формами реагирования, недавно переживших утрату или другие травмы), при необходимости направить к специалисту (к школьному психологу, в ПМС центр).
- Поддерживайте контакты с другими учителями, семьей, чтобы иметь возможность отслеживать, как подросток справляется с ситуацией, требованиями школы, дома. Обращайте особое внимание не только на тех, кто ведет себя агрессивно и мешает работать, но и на тех, кто вдруг стал каким-то очень тихим, погруженным в себя, пассивным, тяжелым на подъем, перестал общаться с одноклассниками.
- Проведите родительское собрание, чтобы обсудить травматическое событие и реакции детей на него и то, как родители могут помочь. Попросите школьного психолога помочь Вам в этом. Предложите родителям самим проконсультироваться со школьным психологом, если Вы видите, что, скажем, родители сами выглядят встревоженными и потерянными
- Отслеживайте свои собственные реакции на травму, а также реакции на проявление травматических переживаний у учащихся. Если вам трудно справиться с собой, обратитесь за помощью к психологу. Забота о своем психологическом и физическом комфорте не менее важна, чем забота о детях – не владея собой, вы просто не сможете никак помочь своим ученикам, а только взвинтите их тревогу, страх, восприятие мира как нестабильного, опасного. Так, одним из важных факторов является субъективное понимание травматического события, реакции значимых других, в том числе родителей и учителей. Страх и тревога может многократно возрастать после того, как ребенок или подросток становится свидетелем паники значимого взрослого. Более того, события, изначально не воспринимающиеся как пугающие и несущие угрозу, могут стать таковыми.
Что ожидать после травмы: реакции учителей
Мы практически все время говорим о том, что происходит с детьми, и фигура учителя оказывается, фактически, забыта. А что чувствует учитель, как трагедия может отразиться на нем? Напряжение, растерянность, усталость, страх с одной стороны, ответственность за детей с другой. Такое сочетание и помогает и мешает. Помогает в том, что ответственность, внимание к другому направляет, организует, мобилизует силы нашего организма. Тяготит, потому что может лечь стать бременем на человека, который и так переживает потрясения. Приведем некоторые реакции, которые могут быть учителей после трагедии:
- повышенная раздражительность, не хватает терпения, нет сил держать себя в руках, хотя понимаешь, что ученики, коллеги тоже пытаются пережить происшедшую трагедию
- трудности планирования уроков, классной и внеклассной работы
- повышенная отвлекаемость, трудности сосредоточения внимания, мысль ускользает
- тревога, что событие может повториться
- страх, что не справишься с реакциями учащихся, все выйдет из-под контроля, повышенная тревога за учеников или же отрицание, что травматическое событие могло иметь сколь бы то ни было глубокое влияние на детей
- обострение обеспокоенности по вопросам безопасности, дисциплины, например, повышенная чувствительность, подозрительность
- сильные эмоциональные состояния, например, страха, гнева, беспомощности.
Как я могу помочь самому себе.
- Ограничьте просмотр новостей. Развернутая средствами массовой информации вокруг события кампания может быть травматичной. Лучше может быть использование радио при получении новостей - зрительные образы могу быть особенно тяжелы для человека.
- Не стыдите себя за те действия, чувства, которое вы можете испытывать. Данное поведение проявилось в связи с резко изменившейся ситуацией.
- Вы можете поделиться своими чувствами с человеком, которому Вы доверяете.
- Вспомните, что Вам обычно помогает справиться с тяжелой ситуацией. Это может быть прослушивание приятной музыки, общение с приятными Вам людьми, прогулки, занятие спортом, прием ванны и т.д. Прислушайтесь к себе, в вас самих есть ресурсы, которые помогут справиться с ситуацией.
- Придерживайтесь распорядка в еде, работе, сне. Это может помочь восстановить чувство стабильность и безопасности мира.
- Старайтесь не принимать в этот момент кардинальных решений. Повремените с судьбоносными решениями, касающимися вашей собственной жизни.
- Поддерживайте отношения со значимыми другими.
- Человек может стать особенно чувствительным после травматического события, остро реагировать на звуки, запахи, места, которые напоминают им о событии. Имейте в виду, что эти факторы могут вызывать сильные эмоциональные реакции и много после травматического события.
- Подумайте, чем вы можете помочь другим.
- Проявите терпение, дайте себе время на восстановление. Переживание может нести не только боль и трудности, но и сделать сильнее, терпимее, бережнее к людям и себе; сплотить, лучше понять свои жизненные цели, пересмотреть ценности, приобрести новые навыки совладания с ЧС.
- Постарайтесь больше узнать о возможных реакциях, которые могут наблюдаться у взрослого и ребенка после травматического события; проконсультируйтесь с администрацией школы, психологом.
- Не стесняйтесь обратиться за помощью, если вы считаете, что она вам необходима. Чем раньше может быть оказана помощь, тем больше ее эффективность.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.09.2020
Дата обновления: 15.09.2020
Дата публикации: 01.01.2017