15.09.2020
Однажды один путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, путник стал звать его на помощь. Тот кинулся помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его. Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги.
«Разве тебе безразлична судьба детей?!» - с возмущением закричали вслед спасатели. Третий путник ответил: «Я вижу, вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, чтобы узнать, почему дети попадают в реку, и сделаю все возможное, чтобы это предотвратить».
Именно такой стратегии придерживаются педагоги МБОУ СОШ № 1 в проведении профилактической работы: выяснить, почему дети оказываются в трудных ситуациях, научить их распознавать способы влияния и противостоять им, помочь в решении личностных проблем детей,помочь родителям воспитывать своих сыновей и дочерей самостоятельными и ответственными людьми.
Алкоголизм, курение, наркомания… Это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Возможно, поэтому, большую часть ответственности за спасение юных душ берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться.
Говоря о профилактической работе с учащимися школы можно выделить следующие направления:
- общая воспитательная работа с детьми и подростками;
- коррекционная работа с детьми и подростками группы риска;
- работа с детьми и подростками, попавшими «в плен» вредных привычек.
Понятие «зависимость» рассматривается при работе с учащимися в широком значении этого слова. Это и традиционные виды зависимости - лекарства, табак, алкоголь, наркотики. А также - телевизор, телефон, компьютер.
Профилактическая работа включает в себя определенные виды деятельности по каждому из следующих направлений:
- распространение информации о причинах, формах и последствиях вредных привычек;
- формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, умение принимать правильное решение;
- коррекция социально-психологических особенностей личности;
- целевая работа с группой риска (определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению вредных привычек);
- тесное взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.
Факторы, препятствующие развитию зависимостей, должны обеспечивать семья, школа, а также группа сверстников.
Без поддержки и активного сотрудничества родителей невозможно рассчитывать на эффективность профилактических мероприятий. Поэтому в Гимназии ведется работа и с родителями: собрания, посвященные проблеме распространения вредных привычек среди подростков, раскрывающие важность профилактической работы, анкетирование, предоставление информации.
Именно родители имеют постоянную возможность формировать у ребенка качества, которые помогут ему противостоять давлению неблагоприятных факторов, связанных с потреблением средств зависимости, и воспитывать осознанное отношение ребенка к своему здоровью.
Предотвращение зависимости — это, прежде всего, поддержание здоровья учащихся.
Задачей профилактики является формирование здоровых привычек, обучение способности преодолевать конфликты и кризисы, делать сознательный выбор в пользу здоровья, принимать на себя ответственность, преодолевать низкую самооценку и справляться с эмоциональными проблемами без ущерба для здоровья и саморазвития. Опыт показывает, что самым актуальным и действенным для предотвращения зависимостей у детей любого возраста является все то, что помогает укреплять их чувство собственного достоинства.
Все, что способствует повышению адаптивных возможностей ребенка, является фундаментом профилактики, направленной на личность. Сюда входит:
- создание условий для хорошего самочувствия, жизнерадостности, удовлетворения естественной потребности ребенка (в безопасности, в исследовании мира, самого себя и своего тела; потребности в самореализации, общении и творчестве);
- воспитание чувства самоценности и самоуважения, формирование духовных потребностей и нравственных идеалов;
- укрепление способности преодолевать стрессы, перживать конфликты, справляться с эмоциональными трудностями здоровыми способами;
- обучение навыкам самостоятельности, ответственности, реализации права голоса.
Основное направление работы: развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремление к творчествуи богатому духовному общению с интересными людьми.
И, может, не так важно количество дел, а важно другое: знать детей, любить их, терпеть. Это значит, что мы должны все время узнавать их, наблюдать и изучать в ежедневном непосредственном общении. Любить – значит заниматься ими, проводить с ними время, организовывать их занятия. А терпеть – означает не спешить видеть их сразу такими замечательными, какими мы хотим их видеть. Надо уметь ждать… Всходы будут…