Рабочая программа экономика 10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих документов:
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утверждённый приказом МОН РФ от 17 мая 2012 г. № 413

 Федеральная образовательная программа среднего общего образования, утверждённая
приказом МП РФ от 18.05.2023 № 371
 Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением ФУМО по ОО от 12.05.2016 г., протокол № 2/16
 Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ гимназия
№ 37, утверждённая приказом директора от 01.09.2015 № 250-О
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
 Экономика. Основы экономической теории. 10 – 11 классы. Ч. 1, 2. Учебник для
общеобразовательных организаций/ углублённый уровень – М.: Вита-пресс, 2016 – 2019.
Изучение учебного курса экономики на углублённом уровне среднего общего образования
направлено на достижение следующих целей:











достижение выпускниками планируемых образовательных результатов в соответствии с
требованиями ФГОС: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности,
неповторимости;
воспитание патриотизма, гуманизма, уважения к правам и свободам человека,
демократическим принципам общественной жизни;
ознакомление учащихся с важнейшими достижениями современной экономической
науки;
овладение основными методами социального познания, умениями работать с
различными источниками экономической информации;
развитие способностей к самостоятельному анализу общественных явлений, раскрытию
причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных
в ходе изучения курса экономики, при анализе и оценке современного состояния
общества;
формирование системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и
культурных достижениях человечества;
профессиональная ориентация школьников в сфере экономики.

Общая характеристика предмета:
Экономика – учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания в сфере
экономической теории. Экономика в учебном плане социально-экономического профиля
дополняет и углубляет содержание предмета «Обществознание», изучаемого на базовом
уровне.
Методологической основой построения курса экономики является системнодеятельностный подход к обучению в соответствии с требованиями ФГОС СОО. В этой
связи в учебном процессе применяются следующие образовательные технологии:
технология проблемного диалога, технология развития критического мышления, проектноисследовательская технология.
В содержание курса экономики интегрированы элементы содержания программы
антикоррупционного воспитания школьников.
Предмет «Экономика» изучается в соответствии с модульно-блочным принципом
организации обучения, что позволяет максимально рационально использовать учебное
время для формирования необходимых умений и навыков и прочного усвоения содержания
курса. Данный принцип отражён в календарно-тематическом планировании.

Предусмотрено обучение с применением дистанционных и электронных
образовательных технологий, а также в связи с объективными обстоятельствами и
актуальными нормативно – правовыми документами, производится корректирование
календарно-тематического планирования за счет резервных уроков, укрупнения
дидактических единиц, объединения близких по содержанию тем уроков.
Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю в 10 классе и 3 часа в неделю в 11
социально-экономическом классе, 102 часа в год, всего 204 учебных часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА»
Основы экономической науки
Экономика, экономическая наука. Основные концепции экономики. Уровни экономики:
микроэкономика, макроэкономика. Предмет и метод экономической науки. Свободные и
экономические блага. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.
Факторы производства и факторные доходы. Выгоды обмена. Абсолютные и сравнительные
преимущества. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя,
семьянина. Типы экономических систем. Рыночные отношения в современной экономике. Роль
государства в экономике.
Функционирование рынка. Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный и
рыночный спрос. Товары Гиффена. Факторы спроса. Эластичность спроса по цене.
Эластичность спроса по доходу. Нормальные блага, товары первой необходимости и товары
роскоши. Заменяющие и дополняющие товары, перекрестная эластичность спроса.
Предложение, величина предложения, закон предложения, индивидуальное и рыночное
предложение. Факторы предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие,
равновесная цена.
Микроэкономика
Рациональный потребитель. Полезность и потребительский выбор. Защита прав
потребителя. Семейный бюджет. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные
доходы семьи. Основные виды расходов семьи. Потребительский кредит. Ипотечный кредит.
Фирма и ее цели. Организационно-правовые формы предприятий по российскому
законодательству. Франчайзинг. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль.
Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора
производства. Закон убывающей отдачи. Амортизационные отчисления. Необратимые
издержки. Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные переменные издержки.
Эффект масштаба. Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация
прибыли.
Предпринимательство, его виды и мотивы. Основные источники финансирования
бизнеса. Финансовый рынок. Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и
последствия инфляции. Ценные бумаги и рынок ценных бумаг. Финансовые институты.
Страховые услуги. Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга.
Реклама. Бизнес-план.
Рыночные структуры. Совершенная конкуренция. Монополия, виды монополий.
Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония.
Политика защиты и антимонопольное законодательство.
Рынки факторов производства. Производный спрос. Рынок труда. Спрос фирмы на труд.
Предложение труда для отдельной фирмы. Минимальная оплата труда. Дискриминация на
рынке труда. Роль профсоюзов. Рынки земли. Экономическая рента. Рынок капитала.
Дисконтирование.
Макроэкономика

Роль государства в рыночной экономике. Общественные блага и внешние эффекты.
Распределение доходов. Измерение неравенства доходов. Государственный бюджет и
государственный долг. Налоги. Фискальная политика государства. Центральный банк
Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Монетарная
политика Банка России.
Особенности макроэкономического анализа. Представление о системе национальных
счетов. ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Совокупный спрос и совокупное предложение.
Деньги. Денежные агрегаты. Основы денежной политики. Банки и банковская система.
Инфляция и дефляция; виды инфляции. Причины инфляции. Последствия инфляции.
Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области
занятости. Государственная политика в области занятости. Экономический рост. Экстенсивный
и интенсивный рост. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Международная экономика
Международная торговля. Государственная политика в области международной
торговли. Обменный курс валюты. Валютный рынок. Международные финансы. Мировая
валютная система. Международные расчеты. Платежный баланс. Международные
экономические организации. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной
экономики России.
Обобщающее повторение – резервные уроки
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (раздел «Экономика»). Решение экономических
задач олимпиадного уровня.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЭКОНОМИКА»
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения
прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других
людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.

Предметные результаты:

Основы экономической науки
– определять границы применимости методов экономической теории;
– анализировать проблему альтернативной стоимости;
– объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
– представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и
характеризовать ее;
– иллюстрировать примерами факторы производства;
– характеризовать типы экономических систем;
– различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства;
– объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и
предложения;
– определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;
– приводить примеры товаров Гиффена;
– объяснять на примерах эластичность спроса и предложения.
Микроэкономика
– анализировать структуру бюджета собственной семьи;
– строить личный финансовый план;
– анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;
– принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных
ресурсов;
– анализировать собственное потребительское поведение;
– определять роль кредита в современной экономике;
– применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;
– объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности;
– приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
– объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
– различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства;
– анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
– объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;
– объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
– сравнивать виды ценных бумаг;
– анализировать страховые услуги;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– приводить примеры эффективной рекламы;
– разрабатывать бизнес-план;
– сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
– называть цели антимонопольной политики государства;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда.
Макроэкономика
– объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;
– характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;
– определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей;
– указывать основные последствия макроэкономических проблем;
– объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;
– приводить примеры сфер применения показателя ВВП;
– приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
– различать сферы применения различных форм денег;
– определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины

денежной массы;
– объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
– приводить примеры, как банки делают деньги;
– приводить примеры различных видов инфляции;
– находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
– применять способы анализа индекса потребительских цен;
– характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;
– различать виды безработицы;
– находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;
– определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня
безработицы;
– приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;
– приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.
Международная экономика
– объяснять назначение международной торговли;
– анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;
– различать экспорт и импорт;
– анализировать курсы мировых валют;
– объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;
– различать виды международных расчетов;
– анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;
– объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии
общества;
– объяснять особенности современной экономики России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА 10 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема

Количество
часов

Введение. Экономика и экономическая наука.
Основы экономической науки.
Рынок и смешанная экономика.
Рыночный механизм.
Эластичность спроса и предложения.
Рациональное поведение потребителя.
Фирма в экономике.
Прибыль и издержки.
Основы предпринимательства.
Рынки факторов производства.
Конкуренция и рыночные структуры.
Обобщающее повторение. Резервные уроки.

3
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
ИТОГО 102

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА 11 КЛАСС
№
п/п
1
2

Тема
Введение. Микроэкономика и макроэкономика.
Основные макроэкономические показатели.

Количество
часов
3
9

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Факторы экономического роста.
Макроэкономический взгляд на рыночный механизм.
Экономический цикл.
Занятость и безработица.
Деньги и банковская система.
Инфляция.
Государственное регулирование экономики.
Мировая экономика.
Тенденции развития экономики Российской Федерации.
Обобщающее повторение – резервные уроки

9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
ИТОГО 102


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».