Рабочая программа Родная литература 10 - 11 класс

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Родная литература» для 10 - 11 классов
составлена на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам
воспитания обучающихся»;
4. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки
России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
5. «Примерная основная образовательная программа среднего общего образования»
http://fgosreestr.ru/.
6. Примерная программа по литературе под ред. В.Я. Коровиной (Программа
общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 класс (базовый уровень). Под
ред. В.Я.Коровиной. 11-е изд., дораб. и доп. – М.: Просвещение, 2013).
Родная (русская) литература в общеобразовательных учреждениях основного
общего образования с русским языком обучения для учащихся, изучающих русский язык
как родной – это учебный предмет, направленный на развитие эмоциональной сферы
личности образного, ассоциативного и логического мышления; через этот учебный
предмет осуществляется передача от поколения к поколению нравственных и
эстетических традиций русской культуры.
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение
учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся.
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература»должно
обеспечить:
• воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
• приобщение к литературному наследию своего народа;
• формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
• обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета;
• получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Объект изучения в учебном процессе – литературное произведение в его жанровородовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в
процессе системной деятельности школьников как организуемой педагогом, так и
самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя,
2

по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и
др.) и базовых навыков творческого и академического письма,
последовательно
формирующихся на уроках родной литературы.
Как часть образовательной области «Родной язык и родная литература» учебный
предмет «Родная(русская) литература» тесно связан с учебным предметом
«Родной(русский) язык». Русская литература является одним из основных источников
обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных
навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию
учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной
русской речью.
Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из
произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую
историко-культурную и нравственно-ценностную роль.
Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая
художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на
личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям,
культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
• Фольклор
• Древнерусская литература
• Русская литература Русская литература XVIII в.
• Русская литература XIX в.
• Русская литература XX в.
Цели изучения учебного предмета «Родная литература»
• воспитание гражданина и патриота;
• воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа;
• приобщение к литературному наследию своего народа;
• формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной литературы, их
чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова,
опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи
искусства с жизнью;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
• совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по родной русской литературе,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Достижение поставленных целей предусматривает решение основных
задач:
• формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения
родной литературы;
• обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным
ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее
произведениям;
3

• приобщение к литературному наследию своего народа;
• формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
•

исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной
литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать
исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в
процессе анализа художественного литературного произведения.

•
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская
литература»
Предметные результаты изучения учебного предмета "Родная русская литература"
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание основных произведений отечественной литературы, приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обосновывать выбор художественного произведения
для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его
проблематику (скрытые в нем смыслы и подтексты);
в устной форме, а также в письменной форме использовать для раскрытия тезисов
своего высказывания указание на соответствующие фрагменты произведения, носящие
проблемный характер и требующие анализа;
в устной и письменной форме давать объективное изложение текста, характеризуя
произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге
раскрывая сложность созданного художественного мира произведения;
- обобщать и анализировать свой читательский опыт, анализировать жанрово-родовой
выбор автора; раскрывать особенности развития и связей элементов художественного
мира произведения, место и время действия; способы изображения действия и его
развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их
характеров;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости.
анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь его частей определяет
структуру произведения и обусловливает его эстетическое воздействие на читателя
(например, выбор зачина и концовки произведения, открытого или закрытого финала,
противопоставлений в системе образов
персонажей и пр.);
- анализировать произведения или их фрагменты, в которых для осмысления точки
зрения автора и/или героев требуется отличать, что прямо заявлено в тексте, от того, что
действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его
уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
4

- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, интернет-ресурсов и т.
д.).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведений (например, кино- или театральную постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется
исходный текст;
—
узнать об историко-культурном подходе в литературоведении;
—
узнать об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
—
узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом,
эпохой;
—
анализировать произведения современной литературы;
—
рассматривать книгу как нравственный ориентир;
—
свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы,
предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и
драма), жанры всех трех родов, литературные направления и проч.
Метапредметные результаты:
Выпускник научится:

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;

владеть основами самоконтроля, самооценки;

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
 выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
 дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
 сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно
оценивать их;
5



- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
 - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств;
 понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к ней;
 оценивать
собственную
учебную
деятельность:
свои
достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
 определять гуманистические, демократические и традиционные ценности русского
народа;
 определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;
 осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности
семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи;
 основам прогнозирования;
 отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой
социализированной и внутренней речи.
 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
 использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая
концептуальные) для решения учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
 произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Личностные результаты:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего
чувством собственного
достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
10) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
11) осознание ценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего
эпохи и поколения в «русский мир».
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Литература»
10 класс
Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и
другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество,
6

первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и
Высшие начала).
Даль Владимир Иванович (1801-1872) «Толковый словарь живого великорусского
языка», сказки.
Ф.М. Достоевский
Роман «Идиот» (обзор). Судьба и облик главного героя романа – князя Мышкина.
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные
отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни
человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»
Л.Н. Толстой
«Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий»
А.П. Чехов
Рассказы «Душечка», «Дама с собачкой». Пьеса «Три сестры»
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека;
человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности,
интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и
государственные законы; жизнь и идеология).
Д.В. Григорович
Рассказ «Гуттаперчевый мальчик»
Аксаков Константин Сергеевич, поэзия, публицистика
Герцен Александр Иванович (1812-1870) «Кто виноват?»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная
цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Глинка Федор Николаевич (1876-1880) поэмы «Карелия» и «Таинственная
капля».«Духовные стихотворения».
В.М. Гаршин
Рассказ «Красный цветок»
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности
в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода
человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в
проектах будущего).
Г.И. Успенский
Эссе «Выпрямила»
11 класс
Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и
другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество,
первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и
Высшие начала).
В.Я. Брюсов
Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи
природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик»,
«Творчество», «Родной язык».
«Юному поэту», «Я»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не снилось»
Б.А. Ахмадулина
Л.Н. Мартынов
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько плакал»
7

Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные
отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни
человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Е.И. Носов
Повесть «Усвятскиешлемоносцы»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека;
человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности,
интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и
государственные законы; жизнь и идеология).
А.А. Фадеев
Романы «Молодая гвардия»
Э.Веркин
Повесть «Облачный полк»
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная
цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле,
возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый
Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»
Н.М. Рубцов
Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня»,
«Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»
Л.С. Петрушевская «Новыеробинзоны»
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности
в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода
человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в
проектах будущего).
Ю.О. Домбровский
Роман «Факультет ненужных вещей»
В.Ф. Тендряков
Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№

Тема раздела

Количество часов

1
2
3
4
5

Личность
Личность и семья
Личность – общество – государство
Личность – природа – цивилизация
Личность – история – современность

4
5
3
2
8

Резерв

1

11 класс
№

Тема раздела

Количество часов

1
2
3
4
5

Личность
Личность и семья
Личность – общество – государство
Личность – природа – цивилизация
Личность – история – современность
Резерв

3
3
4
3
3
1

РАЗДЕЛ 4. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Критерии оценивания устного ответа
Отметка «5»
Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание
текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и
поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и
навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для
аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное
владение монологической литературной речью.
Отметка «4»
Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое
понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий,
характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретиколитературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение
привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение
монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.
Отметка «3»
Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста
изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и
поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но
ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений
для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа,
недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции
и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного
текста.
Отметка «2»
Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов
содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и
роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение
монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.
Техника чтения
Класс
Вслух
Про себя
5
120
140 – 170
9

6
7
8
9

140
140 – 150
150
150

170 – 210
210 – 250
250 – 260
260 – 280

Критерии оценивания презентаций учащихся
Оценка
5
4
3
Содержание
Работа полностью Почти полностью Не
все
завершена
сделаны наиболее важнейшие
важные
компоненты
компоненты
работы
работы
выполнены
Работа
Работа
Работа
демонстрирует
демонстрирует
демонстрирует
глубокое
понимание
понимание,
но
понимание
основных
неполное
описываемых
моментов,
хотя
процессов
некоторые детали
не уточняются
Даны интересные Имеются
Дискуссионные
дискуссионные
некоторые
материалы есть в
материалы.
материалы
наличии, но не
Грамотно
дискуссионного
способствуют
используется
характера.
пониманию
научная лексика
Научная лексика проблемы.
используется, но Научная
иногда
не терминология
корректно.
или используется
мало
или
используется
некорректно.
Ученик
Ученик
в
Ученик иногда
предлагает
большинстве
предлагает
собственную
случаев
свою
интерпретацию
предлагает
интерпретацию
или
развитие собственную
темы
интерпретацию
(обобщения,
или
развитие
приложения,
темы
аналогии)
Везде,
где Почти
везде Ученику нужна
возможно
выбирается более помощь в выборе
выбирается
эффективный
эффективного
более
процесс
процесса
эффективный
и/или сложный
процесс

2
Работа сделана
фрагментарно и с
помощью
учителя
Работа
демонстрирует
минимальное
понимание

Минимум
дискуссионных
материалов.
Минимум
научных
терминов

Интерпретация
ограничена или
беспочвенна

Ученик может
работать только
под
руководством
учителя

10

Дизайн

Графика

Грамотность

Дизайн логичен и
очевиден
Имеются
постоянные
элементы
дизайна. Дизайн
подчеркивает
содержание.
Все
параметры
шрифта хорошо
подобраны (текст
хорошо читается)

Дизайн есть

Дизайн
случайный
Имеются
Нет постоянных
постоянные
элементов
элементы
дизайна. Дизайн
дизайна. Дизайн может
и
не
соответствует
соответствовать
содержанию.
содержанию.
Параметры
Параметры
шрифта
шрифта
подобраны.
недостаточно
Шрифт читаем.
хорошо
подобраны,
могут
мешать
восприятию
Графика
Графика
мало
соответствует
соответствует
содержанию
содержанию

Хорошо
подобрана,
соответствует
содержанию,
обогащает
содержание
Нет ошибок: ни Минимальное
грамматических,
количество
ни
ошибок
синтаксических

Дизайн не ясен
Элементы
дизайна мешают
содержанию,
накладываясь на
него.
Параметры
не
подобраны.
Делают
текст
трудночитаемым

Графика
не
соответствует
содержанию

Есть
ошибки, Много ошибок,
мешающие
делающих
восприятию
материал
трудночитаемым

11


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».