Рабочая программа Естествознание 10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Естествознание» на уровень среднего
общего образования разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:






Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 года № 413 с изменениями от 29 декабря 2014 года № 1664, от 31
декабря 2015 года № 1577, от 29 июня 2017 года № 613)
Примерной основной образовательной программы СОО (одобрена решением
федерального учебно - методического объединения по общему образованию
протоколом от 08.04.15№1/15),
Примерной программы по естествознанию, авторской программы О.С. Габриеляна
по естествознанию для 10-11 классов (базового уровня)
Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ
гимназия № 37, утвержденной приказом от 31.08. 2018 года (с изменениями и
дополнениями)

В учебном плане на изучение интегративного курса «Естествознание» базового уровня
выделяется: в гуманитарном профиле - 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11
классе; в социально – экономическом профиле – 2 часа в неделю в 10 и 11 классах. За два
года обучения общее количество часов составляет: 70 часов в гуманитарном профиле,
140 часов - в социально – экономическом профиле.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов./ Естествознание. Базовый уровень. 10 кл. / учебник –
М.: Дрофа, 2019. – 334 с.
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов./ Естествознание. Базовый уровень. 11 кл. / учебник –
М.: Дрофа, 2019. – 286 с.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Естествознание» является одной из общеобразовательных дисциплин
среднего общего образования для изучения в классах, непрофильных по отношению к
естественно-научным дисциплинам.
Концепция предлагаемого курса состоит в рассмотрении объектов и явлений
естественного мира в гармонии физики, химии, биологии, физической географии,
астрономии и экологии. Соответственно в основу курса положены не логика и структура
частных естественно-научных дисциплин, а идея антропоцентризма, т. е. построение
курса в логике и структуре восприятия учеником естественного мира в синтезе
физических, химических и биологических представлений. В курсе естествознания
представлены важнейшие понятия, законы и теории частных учебных дисциплин, которые
обобщены в естественно-научные понятия, законы и теории, а также важнейшие
прикладные аспекты, связь изучаемого материала с жизнью, знакомство с важнейшими
достижениями современного научно-технического прогресса (биотехнологии,
нанотехнологии и др.).
Целями изучения интегрированного курса «Естествознание» являются:
• создание основ целостной научной картины мира;
• формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую,
социальную и этическую сферы деятельности человека;

• создание условий для развития навыков учебной, проектно – исследовательской,
творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
формирование умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать
научную информацию;
• получение навыков безопасной работы во время проектно – исследовательской и
экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
Задачами предметного курса «Естествознание» являются:
- освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах
естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями
естествознания, оказавшими определяющее влияние на наши представления о природе, на
развитие техники и технологий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения окружающих
явлений, использования и критической оценки естественнонаучной информации, для
осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе
проблемам науки;
- применение естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения
безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, защиты окружающей среды.
Освоение курса «Естествознание» на уровне среднего общего образования направлено
на достижение
обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов.
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета
«Естествознание» на уровне среднего общего образования:
в ценностно-ориентационной сфере
- воспитание чувства гордости за российские естественные науки;
в трудовой сфере
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной
траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере
- умение управлять своей познавательной деятельностью.
Планируемые метапредметные результаты освоения учебного предмета
«Естествознание» на уровне среднего общего образования:
- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности,
применения основных методов познания (системно-информационный анализ,
моделирование) для изучения различных сторон окружающего естественного мира;
- овладение основными интеллектуальными операциями: формулирование гипотез,
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов;
- формирование умений генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
- формирование умений определять цели и задачи деятельности, а также выбирать
средства реализации этих целей и применять на практике; формирование умений
использовать различные источники для получения естественно-научной информации и
понимания
зависимости от содержания и формы представленной информации и целей адресата;
- владение умениями продуктивно общаться и взаимодействовать с одноклассниками
по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и

планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция
хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности
- готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме,
представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации
материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий,
участвовать в дискуссии
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Естествознание» на уровне среднего общего образования
ВЫПУСКНИК НАУЧИТСЯ
‒ демонстрировать на примерах роль естествознания в развитии человеческой цивилизации;
выделять персональный вклад великих ученых в современное состояние естественных
наук;
‒ грамотно применять естественно-научную терминологию при описании явлений
окружающего мира;
‒ обоснованно применять приборы для измерения и наблюдения, используя описание или
предложенный алгоритм эксперимента с целью получения знаний об объекте изучения;
‒ выявлять характер явлений в окружающей среде, понимать смысл наблюдаемых
процессов, основываясь на естественно-научном знании; использовать для описания
характера протекания процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь
между ними;
‒ осуществлять моделирование протекания наблюдаемых процессов с учетом границ
применимости используемых моделей;
‒ критически оценивать, интерпретировать и обсуждать информацию, содержащуюся в
сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения
естественно-научной корректности; делать выводы на основе литературных данных;
‒ принимать аргументированные решения в отношении применения разнообразных
технологий в профессиональной деятельности и в быту;
‒ извлекать из описания машин, приборов и технических устройств необходимые
характеристики для корректного их использования; объяснять принципы, положенные в
основу работы приборов;
‒ организовывать свою деятельность с учетом принципов устойчивого развития системы
«природа–общество–человек» (основываясь на знаниях о процессах переноса и
трансформации веществ и энергий в экосистеме, развитии и функционировании
биосферы; о структуре популяции и вида, адаптациях организмов к среде обитания,
свойствах экологических факторов; руководствуясь принципами ресурсосбережения и
безопасного применения материалов и технологий; сохраняя биологическое
разнообразие);

‒
‒
‒
‒
‒
‒

обосновывать практическое использование веществ и их реакций в промышленности и в
быту; объяснять роль определенных классов веществ в загрязнении окружающей среды;
действовать в рамках правил техники безопасности и в соответствии с инструкциями по
применению лекарств, средств бытовой химии, бытовых электрических приборов,
сложных механизмов, понимая естественно-научные основы создания предписаний;
формировать собственную стратегию здоровьесберегающего (равновесного) питания с
учетом биологической целесообразности, роли веществ в питании и жизнедеятельности
живых организмов;
объяснять механизм влияния на живые организмы электромагнитных волн и
радиоактивного излучения, а также действия алкоголя, никотина, наркотических,
мутагенных, тератогенных веществ на здоровье организма и зародышевое развитие;
выбирать стратегию поведения в бытовых и чрезвычайных ситуациях, основываясь на
понимании влияния на организм человека физических, химических и биологических
факторов;
осознанно действовать в ситуации выбора продукта или услуги, применяя естественнонаучные компетенции.

ВЫПУСКНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ
‒ выполнять самостоятельные эксперименты, раскрывающие понимание основных
естественно-научных понятий и законов, соблюдая правила безопасной работы;
представлять полученные результаты в табличной, графической или текстовой
форме; делать выводы на основе полученных и литературных данных;
‒ осуществлять самостоятельный учебный проект или исследование в области
естествознания, включающий определение темы, постановку цели и задач,
выдвижение гипотезы и путей ее экспериментальной проверки, проведение
эксперимента, анализ его результатов с учетом погрешности измерения,
формулирование выводов и представление готового информационного продукта;
‒ обсуждать существующие локальные и региональные проблемы (экологические,
энергетические, сырьевые и т.д.); обосновывать в дискуссии возможные пути их
решения, основываясь на естественно-научных знаниях;
‒ находить взаимосвязи между структурой и функцией, причиной и следствием,
теорией и фактами при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых
решений на основе естественно-научных знаний; показывать взаимосвязь между
областями естественных наук.
Содержание учебного курса «Естествознание» (базовый уровень) 10-11 классы
10 класс
1. Введение
Введение в естествознание. Природа - среда обитания и источник жизни человека.
Взаимоотношения человека и природы, их диалектика. Природа – источник творческого
вдохновения деятелей искусства.
Естествознание – единство наук о природе. Материя и формы ее существования.
Диалектика естествознания. Основные этапы его развития. Понятие о естествознании, как
системе научных знаний о природе.
2.
Естествознание и методы познания мира
Взаимосвязь между наукой и технологиями
История изучения природы. Прогресс в естественных науках и его вклад в развитие
цивилизации. Методы научного познания и их составляющие: наблюдение, измерение,

эксперимент, моделирование, гипотеза, вывод, построение теории. Формы познания:
научное и ненаучное. Два уровня научного познания: эмпирический (чувственный,
опытный) и теоретический (рациональный). Моделирование на теоретическом уровне
познания и типы моделей (идеальная, аналогия, математическая). Роль мысленного
эксперимента и математического моделирования в становлении и развитии естественных
наук. Фундаментальные понятия естествознания.
Язык естествознания. Биология. Биологическая систематика и ее важнейшие таксоны.
Биноминальная номенклатура. Понятие вида. Систематика животных. Понятие породы.
Систематика растений. Понятие сорта. Биологическая номенклатура – основа
профессиональной
деятельности. Химия. Тривиальные
названия.
Рациональная
номенклатура. Международная номенклатура ИЮПАК.
Химические элементы и происхождение их названий . Классификация неорганических
веществ (оксиды, кислоты, основания, соли) и принципы образования их
названий. Физика. Единицы измерения физических величин на Руси. Единицы
измерения физических величин в некоторых других странах. Международная система
единиц измерения физических величин – СИ. Основные и производные единицы
измерения физических величин СИ.
Естественнонаучные понятия, законы и теории. Естественнонаучные понятия.
Конкретные и абстрактные естественнонаучные понятия. Законы естествознания.
Естественнонаучные теории. Описательные теории и объяснительные теории.
Прогнозирующая роль естественнонаучных теорий.
Естественнонаучная картина мира. Картины мира: религиозная, бытовая,
художественная. Естетсвеннонаучная картина мира (ЕНКМ). Эволюция ЕНКМ и ее
этапы: аристотелевский, ньютоновский, эйнштейновская революция. Принципы познания
в естествознании: соответствия, дополнительности, причинности, симметрии.
Миры, в которых мы живем. Примеры систематизации и наглядного представления
научного знания: пространственно-временные характеристики (наномир и микромир,
макромир, мегамир). Границы миров и условность этих границ. Роль научных
достижений в создании новых технологий. Эволюция технологий. Приборы для
изучения миров, их эволюция от светового микроскопа Р.Гука до сканирующего
туннельного микроскопа (СТМ) и атомно-силового микроскопа (АСМ). Молекулярное
распознавание и его роль в природе и жизни человека. Компьютеры будущего.
Мегамир. Освоение космоса и его роль в жизни человечества
Хронология астрономических представлений и открытий: геоцентрическая система
мира; антропоцентрическая система мира; гелиоцентрическая система
мира. Астрономы 16-19 в.в. и их вклад в развитие представлений о
Вселенной. Вселенная: теория возникновения, структура, состав, эволюция.
Астрономия как научный фундамент освоения космического
пространства. Космология. Вклад отечественной науки в мировую
космологию. Ракетоносители, искусственные спутники, орбитальные станции,
планетоходы. Орбитальная астрономическая обсерватория (ОАО). Использование
спутниковых систем в сфере информационных технологий. Современные научноисследовательские программы по изучению космоса и их значение. Проблемы, связанные
с освоением космоса, и пути их решения. Международное сотрудничество.
3.

4.
Макромир. Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера
Строение Земли. Литосфера.
Внутреннее строение Земли и ее химический
состав. Строение и состав литосферы. Минералы и горные породы. Руды. Литосферные
плиты. Землетрясения. Шкала Рихтера. Интенсивность землетрясений. Цунами.

Гидросфера. Океаны и моря. Состав гидросферы. Мировой океан. Моря. Нетипичные
моря: Саргассово, Каспийское и Аральское. Тема моря в произведениях мировой
художественной культуры.
Воды океанов и морей. Химический состав морской и океанической воды. Промилле. Лед
в океане. Гренландия. Антарктида. Движение вод Мирового океана. Приливы и отливы.
Морские течения. Типы климата.
Воды суши. Воды суши и их классификация. Родники. Гейзеры. Минеральные воды и их
классификация.
Проблема пресной воды. Озеро Байкал. Карстовые явления и
образование сталактитов и сталагмитов. Аномальные свойства воды и их значение в
природе.
Атмосфера. Погода.
Атмосфера и ее состав. Вертикальное строение
атмосферы: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера. Состав воздуха.
Озоновые дыры и парниковый эффект. Погода и климат. Атмосферное давление.
Ветер. Атмосферное давление. Кессонная и высотная болезни. Циклоны и антициклоны.
Атмосферные фронты. Ветра и их виды: шквал, смерч, антипассат, пассат, бриз, фѐн, бора,
сирокко, муссоны, тайфуны, ураганы, смерчи, торнадо.
Шкала Бофорта.
Влажность воздуха. Влажность воздуха. Психрометр и Гигрометр. Точка росы. Облака,
их формы и размеры. Туман. Осадки и их типы. Радуга.
Демонстрации. Образцы руд, минералов и горных пород, физическая карта полушарий,
атласы.
Карты: морских течений, физические карты мира и Российской Федерации.
Видеофрагменты и фотографии по теме урока: строение Земли, землетрясения, цунами,
различные океаны и моря, айсберги, морские течения, родники, гейзеры, озеро Байкал,
карстовые явления (сталактиты и сталагмиты), атмосфера и ее состав, циклоны и
антициклоны, виды ветров, туман, радуга, осадки различных типов. Репродукции картин
- И. Айвазовский «Девятый вал», И. Левитан «Берег Средиземного моря», И. Шишкин
«На берегу моря», Л. Лагорно «Море», А. Рылов «На голубом просторе»; фрагменты
музыкальных произведений - Н. Римский-Корсаков «Садко», К. Дебюсси «Море», М.
Равель «Лодка в океане» из сборника «Зеркала», П. Чайковский «Лебединое озеро», М.
Мусоргский «Снегурочка». Превращения нерастворимых карбонатов кальция и магния
(средних солей) в растворимые гидрокарбонаты (кислые соли) и обратно – причина
образования сталактитов и сталагмитов. Моделирование парникового эффекта. Приборы:
для измерения атмосферного давления (барометры), для измерения влажности воздуха
(гигрометры).
5.
Макромир. Биосфера.
Жизнь, признаки живого и их относительность.
Основные свойства живого
организма:
единство
химического
состава,
обмен
веществ,
самовоспроизведение,
наследственность,
изменчивость,
развитие
и
рост,
раздражимость,
дискретность и целостность, энергозависимость.
Живые системы, как самоуправляющиеся, саморегулирующиеся, самоорганизующиеся
системы. Три начала термодинамики. Понятие энтропии.
Происхождение жизни на Земле. Основные гипотезы происхождения жизни на Земле:
креационизм, гипотеза самопроизвольного зарождения жизни из неживого, концепция
биогенеза, гипотеза панспермии.
Гипотеза происхождения жизни путем биохимической эволюции (гипотеза Опарина—
Холдейна). Дискуссия о возможности существования внеземных цивилизаций.
Химический состав клетки. Химическая организация клетки на атомном – элементном,
- уровне. Макроэлементы. Микроэлементы. Молекулярный уровень химической
организации клетки (молекулярный состав клетки). Неорганические соединения клетки.
Вода и ее роль. Минеральные соли. Органические вещества клетки.

Уровни организации жизни. Клеточный уровень организации жизни на Земле. Тканевый
уровень. Типы тканей животных (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная) и
растений (образовательная, покровная, основная и проводящая). Органный
уровень. Организменный уровень. Популяционно-видовой уровень. Биогеоценотический
уровень. Биоценоз. Биосферный уровень.
Прокариоты и эукариоты. Прокариоты и эукариоты. Бактерии и их классификация: по
форме (бациллы, кокки, спириллы, вибрионы), по типу питания (сапрофиты, паразиты),
по отношению к кислороду (аэробы, анаэробы). Особенности строения бактерий и
их жизнедеятельности. Роль бактерии в природе и жизни человека. Цианобактерии (синезеленые водоросли) и особенности их строения и жизнедеятельности. Роль цианобактерий
в природе. Строение клетки эукариотов.
Клеточная теория. Простейшие. Вирусы. Клеточная теория и ее положения.
Простейшие: жгутиковые, ресничные, амебоидные. Значение простейших в природе и
жизни человека. Вирусы. Строение и особенности жизнедеятельности вирусов. Вирусные
заболевания человека. ВИЧ и СПИД. Грибы. Роль грибов в природе и в хозяйстве
человека.
Понятие биологической эволюции. Эволюционная теория. Понятие биологической
эволюции. Длительность, необратимый характер, направленность эволюции. Основные
направления эволюции. Биологический прогресс. Биологический регресс. Антропогенез и
его этапы.
Предпосылки создания эволюционной теории Ч.Дарвина. Логическая структура
дарвинизма (избыточная интенсивность размножения, борьба за существование и ее виды,
естественный
отбор).Синтетическая
теория
эволюции.
Микроэволюция. Видообразование (географическое и экологическое).Макроэволюция.
Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция.
Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный.
Современные методы поддержания устойчивости биогеоценозов и искусственных
экосистем
Понятие экосистемы. Биотоп. Биоценоз. Биогеоценоз, структура и основы
функционирования. Отличия биогеоценоза от экосистемы. Нестабильные и стабильные
экосистемы. Биогеохимические потоки. Круговороты вещества. Принципы
устойчивости биогеоценозов. Научные основы создания и поддержания искусственных
экосистем. Производство растительной и животноводческой продукции: проблемы
количества и качества. Кластерный подход как способ восстановления
биогеохимических потоков в искусственных экосистемах. Антибиотики, пестициды,
стимуляторы роста, удобрения и их природные аналоги. Проблема устойчивости
городских экосистем.
Пищевые цепи. Экология. Экологические факторы. Типология живых организмов
экосистемы:
продуценты,
консументы,
редуценты
(сапрофиты).
Автотрофы. Гетеротрофы. Понятие о пищевых (трофических) цепях биогеоценоза.
Пищевая цепь. Два основных типа трофических цепей — пастбищные (цепи выедания) и
детритные (цепи разложения). Пищевая сеть. Экологические пирамиды (численности,
биомассы, энергии). Правило 10 %. Понятие об экологии. Основные проблемы экологии.
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
Экологические проблемы современности
Биосфера и ее границы. Концепция эволюции биосферы В. И.Вернадского. Ноосфера.
Техносфера. Основные подходы в учении о биосфере: энергетический,
биогеохимический, информационный, пространственно-временной,
ноосферный. Биосфера: этапы формирования и сценарии развития. Актуальные
экологические проблемы: глобальные, региональные, локальные, их причины и следствия.
Экологические проблемы энергетической отрасли. Альтернативная энергетика.
Рациональное использование энергии и энергосбережение. Энергетическая

безопасность. Транснациональные проекты в области энергетики.Методы изучения
состояния окружающей среды. Изменения окружающей среды, как стимул для
развития научных исследований и технологий. Естественно-научные подходы к
решению экологических проблем, природосберегающие технологии. Международные и
российские программы решения экологических проблем и их эффективность.
Проблемы отходов и загрязнения окружающей среды
Проблема увеличения количества отходов. Бытовые, коммунальные, промышленные
отходы. Современные технологии сбора, хранения, переработки и утилизации отходов.
Подходы к сокращению отходов, безотходные технологии. Источники загрязнения
окружающей среды. Перспективные технологии ликвидации последствий загрязнения
окружающей среды. Рекультивация почвы и водных ресурсов. Системы водоочистки.
Международные программы по обращению с отходами и сокращению воздействия на
окружающую среду, их эффективность.
Взаимосвязь состояния окружающей среды и здоровья человека
Деградация окружающей среды. Программы мониторинга качества окружающей
среды. Загрязнение воздушной, водной среды, почвы, причины и следствия. Шумовое
загрязнение. Электромагнитное воздействие. ПДК. Устойчивость организма и среды к
стрессовым воздействиям. Заболевания, связанные со снижением качества
окружающей среды. Индивидуальные особенности организма при воздействии
факторов окружающей среды. Современные технологии сокращения негативного
воздействия факторов окружающей среды. Научные основы проектирования здоровой
среды обитания.
Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов
Особенности климата России. Зона арктических пустынь, тундр и
лесотундр.
Климат
России.
Природно-климатические
зоны
России:
арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов,
лесостепная, степей, полупустынь, пустынь.
Разнообразие и приспособленность живых организмов к той или иной природноклиматической зоне.
Электромагнитная природа света. Свет. Развитие представлений о природе света.
Электромагнитное излучение.
Длина волны. Частота колебаний.
Шкала
электромагнитных волн. ᵧ-Лучи, рентгеновское излучение, ультрафиолетовое излучение,
видимое излучение, инфракрасное излучение и их роль в природе и жизни человека.
Оптические свойства света. Двойственная природа света. Фотон. Законы отражения и
преломления света. Относительный показатель преломления. Факторы, влияющие на
показатель преломления: природа вещества, температура, длина волны падающего
излучения. Рефрактометр. Дисперсия, дифракция и интерференция света.
Свет и приспособленность к нему живых организмов. Влияние света на организацию
жизненного цикла организмов. Биоритмы. Фотосинтез. Классификация растений на
светолюбивые,
тенелюбивые
и
теневыносливые.
Фототропизм.
Значение
света для ориентации живых существ в пространстве. Биолюминесценция и ее роль в
жизни животных.
Внутренняя энергия макроскопической системы.
Термодинамика и ее
прогностическое значение. Внутренняя энергия термодинамической системы. Первое
начало термодинамики. Теплопередача. Теплопроводность. Конвекция: естественная и
принудительная. Тепловое излучение.
Тепловое равновесие. Температура. Второе начало термодинамики. Количество
теплоты. Теплоемкость. Тепловое равновесие. Термодинамические системы трех типов:
изолированные, закрытые и открытые. Температура, как параметр состояния
термодинамической системы.
Температура и приспособленность к ней живых организмов.

Терморегуляция в живой природе. Теплопродукция и теплоотдача. Механизмы
терморегуляции животных и растений. Температура тела человека и ее физиологическая
роль.
Классификация
животных
по
температурному
режиму
на
гомойотермные пойкилотермные и гетеротермные. Классификация организмов
по температурному интервалу обитания: эвритермные и стенотермные. Акклиматизация.
Температурный режим.
Строение молекулы и физические свойства воды. Строение молекулы воды. Вода как
растворитель. Физические свойства воды: аномальная температурная зависимость
плотности воды; высокое поверхностное натяжение воды; аномально высокие значения
температур кипения и плавления воды; высокое значение теплоемкости воды.
Значение физических свойств воды для природы.
Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической
диссоциации (ТЭД). Электролиты и неэлектролиты. Классификация ионов по различным
основаниям. Механизмы диссоциации электролитов с разным типом химической связи.
Степень электролитической диссоциации. Соли, кислоты и основания в свете ТЭД.
Растворимость. рН, как показатель среды раствора. Растворимость и ее
количественная характеристика – коэффициент растворимости. Массовая доля
растворенного вещества в растворе.
Вода как амфолит. Понятие рН раствора. Значение рН в природе. Значения рН
физиологических жидкостей человека в норме.
Химические свойства воды. Химические свойства воды. Взаимодействие воды с
металлами. Взаимодействие воды с оксидами. Гидратация. Взаимодействие воды с
солями. Гидролиз. Разложение воды. Понятие об электролизе и фотолизе.
Вода - абиотический фактор в жизни растений. Роль воды в биосфере: колыбель
жизни, среда обитания, участник биохимических процессов, участник создания
биогеоценозов, регулятор климата на планете. Гидролиз органических веществ в живых
организмах. Классификация растений по отношению к количеству воды в окружающей
среде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты.
Соленость, как абиотический фактор. Соли. Классификация солей. Наиболее
распространенные кислые соли, их применение. Жесткость воды. Соли как
минералообразующие вещества. Соли – абиотический фактор. Приспособленность
растений и животных к различному солевому режиму. Влияние соли на организм
человека.
Почва, как абиотический фактор. Понятие о почве и классификация почв. Процесс
почвообразования. Эдафические факторы среды и приспособленность к ним живых
организмов. Значение почвы в природе и жизни человека: среда обитания живых
организмов; экономическое значение, обладает плодородием, оказывает существенное
влияние на состав и свойства всей гидросферы Земли, является главным регулятором
состава атмосферы Земли, важнейший компонент биогеоценоза. Цвет и диагностика
почв.
Биотические факторы окружающей среды. Биотические факторы. Биотические
взаимоотношения между организмами: конкуренция, хищничество, симбиоз (мутуализм,
комменсализм), паразитизм (экто- и эндопаразиты). Примеры биотических
взаимоотношений в природе.
6.

Пространство и время

Понятия пространства и времени. Пространство и время в классической механике
Ньютона. Абсолютное пространство. Однородность пространства.
Изотропность пространства. Инерциальная система отсчета и первый закон Ньютона.
Преобразования Галилея и принцип относительности Галилея. Абсолютное время.

Специальная теория относительности (СТО). Два постулата СТО и основные следствия,
вытекающие из них. Общая теория относительности (ОТО). Биоритмы. Биоритмы.
Типы
биоритмов: физиологические и экологические. Примеры различных типов
биоритмов у растений и животных. Фотопериодизм. Биоритмы человека. Дисинхронизм.
Способы передачи информации в живой природе. Первая и вторая сигнальные системы.
Обмен информацией на различных уровнях организации жизни. Реакции матричного
синтеза (принцип комплементарности). Фагоцитоз. Рефлекс, Этология. Информация и
человек. Возникновение и развитие носителей информации с древнейших времен до
нашего времени. Эволюция современных информационных ресурсов
11 класс
1. Микромир
Основные сведения о строении атома. Эволюция представлений о строении атома.
Модели строения атомов Дж. Томсона и Э. Резерфорда. Постулаты квантовой теории
Н.Бора. Протонно-нейтронная теория строения атомного ядра Д. Иваненко и
В.Гейзенберга. Изотопы. Электронная оболочка атома. Энергетические уровни. Понятие
о электронном облаке.
Периодический
закон.
Открытие
Д.И.
Менделеевым
периодического
закона. Предпосылки открытия периодического закона. Первые попытки классификации
химических элементов. Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона.
Периодичность в изменении свойств химических элементов и их соединений.
Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Современные представления о
причинах периодического изменения свойств химических элементов и их соединений.
Современная формулировка периодического закона. Периодическая система химических
элементов, как графическое отображение периодического закона. Структура
периодической таблицы. Периоды (большие и малые) и группы (главные и побочные).
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов
Д.И. Менделеева для формирования естественнонаучной картины мира.
Прогностическая сила и значение периодического закона и периодической системы.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И.
Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Благородные газы.
Благородные газы, причина их существования в атомарном
состоянии. Применение благородных газов.
Ионная химическая связь. Ионы и их классификация: по заряду (анионы и катионы), по
составу (простые и сложные). Схема образования ионной связи. Ионные кристаллические
решетки. Хлорид натрия – типичный представитель соединений с ионным типом связи.
Ковалентная химическая связь. Ковалентная связь как связь, возникающая за счет
образования общих электронных пар путем перекрывания электронных орбиталей.
Кратность ковалентной связи. Обменные и донорно-акцепторные механизмы образования
ковалентной связи. Электроотрицательность (ЭО). Классификация ковалентных связей:
по ЭО (полярная и неполярная). Диполи.
Металлы и сплавы. Металлическая химическая связь. Общие физические свойства
металлов: электропроводность, прочность, теплопроводность, металлический блеск,
пластичность. Сплавы черные и цветные. Сталь, чугун. Латунь, бронза, мельхиор.
Металлическая связь. Зависимость электропроводности металлов от температуры.
Молекулярно-кинетическая теория. Основные положения молекулярно-кинетической
теории. Идеальный газ. Уравнение состояния идеального газа.
Агрегатные состояния веществ. Газообразное состояние. Закон Авогадро и следствия
из него. Молярный объем газов при н.у. Жидкое состояние веществ. Текучесть. Твердое
состояние вещества. Кристаллические решетки разных типов для твердого состояния

вещества. Понятие о плазме. Высоко- и низкотемпературная плазмы и их
применение. Взаимные переходы между агрегатными состояниями веществ.
Природный газ. Природный газ, его состав и направления использования в качестве
топлива и химического сырья. Конверсия метана. Синтез-газ и его использование для
получения синтетического бензина и метанола. Предельные и непредельные
углеводороды. Качественные реакции на кратную связь. Биогаз.
Жидкие вещества. Нефть. Нефть, ее состав, физические свойства и происхождение.
Экологические последствия разлива нефти и способы борьбы с ними.
Попутный нефтяной газ, его состав. Процессы переработки нефти: ректификация и
крекинг. Продукты переработки нефти и их использование.
Твердое состояние вещества. Жидкие кристаллы. Кристаллические и аморфные
вещества. Признаки и свойства аморфности. Относительность истины в химии. Жидкие
кристаллы и их применение в технике. Относительность истины в биологии и физике.
Классификация неорганических веществ и ее относительность. Классификация
природных веществ. Органические и неорганические вещества. Изомерия.
Классификация неорганических веществ. Простые вещества: металлы, неметаллы,
благородные газы. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Аллотропия и ее причины. Сложные вещества: оксиды, кислоты, основания, соли.
Относительность классификации сложных веществ.
Классификация органических соединений. Особенности состава, строения и свойств
органических соединений. Основные положения теории химического строения А.
Бутлерова, Ф. Кекуле, А. Купера.
Изомерия, как функция химического строения на примере этилового спирта и
диметилового эфира. Причины многообразия органических соединений.
Классификация органических соединений. Углеводороды: алканы, алкены, алкины,
алкадиены и арены. Классы органических соединений, молекулы которых содержат
функциональные группы: гидроксильную, карбонильную, карбоксильную, аминогруппу.
Относительность деления органических соединений на классы.
Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер,
полимер, элементарное звено, степень полимеризации. Способы получения полимеров:
реакции полимеризации и поликонденсации. Биополимеры и их биологическая роль.
Пластмассы. Термопласты и реактопласты. Представители пластмасс и области их
применения. Волокна. Природные (животного и растительного происхождения) и
химические (искусственные и синтетические) волокна. Представители волокон и области
их применения. Неорганические полимеры, как вещества атомной структуры.
Смеси, их состав и способы разделения. Понятие о смеси, как системе состоящей из
различных химических веществ. Классификация смесей по визуальным признакам (гомои гетерогенные смеси) и по агрегатному состоянию (твердые, жидкие и газообразные
смеси). Состав смесей: массовая и объемная доли компонента смеси. Способы разделения
смесей.
Дисперсные системы. Понятие дисперсной системе. Классификация дисперсных систем
по размерам дисперсной фазы и агрегатному состоянию дисперсионной среды и
дисперсной фазы. Значение дисперсных систем в природе, промышленности и
повседневной жизни человека. Грубодисперсные системы и их классификация
(суспензии, эмульсии, аэрозоли). Применение этих систем в технике и быту.
Тонкодисперсные (коллоидные) системы, их классификация (золи и гели). Коагуляция.
Синерезис.
Химические реакции и их классификация. Химические реакции или химические
явления, их отличия от физических явлений. Реакции без изменения состава веществ:
аллотропизации и изомеризации. Реакции, идущие с изменением числа и состава веществ:
соединения, разложения, замещения, обмена. Реакции, протекающие с выделением или
поглощением теплоты: экзо- и эндотермические. Другие признаки классификации

химических реакций на примере синтеза оксида серы (VI): изменение степеней окисления
элементов, образующих вещества, использование катализатора, агрегатное состояние
веществ, направление процессов.
Скорость химической реакции. Понятие о скорости химической реакции. Гомогенные и
гетерогенные реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы
реагирующих веществ, их концентрации. Зависимость скорости реакции от температуры.
Правило Вант-Гоффа. Зависимость скорости реакции от площади соприкосновения
веществ и наличия катализатора.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые реакции. Состояние
химического равновесия для обратимых реакций.
Принцип Ле-Шателье. Смещение химического равновесия обратимых реакций в
химическом производстве на примере синтеза аммиака.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Электролиз.
Степень окисления и ее определение по формуле соединения. Понятие об
ОВР. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия.
Электролитическое получение алюминия.
Практическое применение электролиза.
Гальванопластика и гальваностегия.
Химические источники тока. Гальванические элементы на примере элемента ДаниэляЯкоби, их устройство и принцип действия. Устройство батарейки на примере сухого
щелочного элемента. Устройство свинцового аккумулятора. Гальванизация и
электрофорез.
Физика на службе человека. Антропометрия: измерение длины и массы тела,
спирометрия и жизненная ѐмкость легких. Тепловые измерения и теплотерапия.
Измерение артериального давления.
Гипертония и гипотония. Ультразвуковая
диагностика и терапия. Электротерапия. Лазерная терапия. Магнитный резонанс и
рентгенодиагностика. Флюорография. Томография
2. Человек и его здоровье
Систематическое положение человека в мире животных.
Биологическая классификация человека. Прямохождение и его влияние на скелет
человека. Рука – орган и продукт труда. Развитие черепа и головного мозга человека.
Первая и вторая сигнальные системы. Биосоциальная природа человека.
Генетика человека и методы ее изучения.
Основные понятия генетики: наследственность, изменчивость, ген, хромосомы, мутации,
геном, генотип, фенотип, доминирующие и рецессивные признаки. Геном человека и его
расшифровка. Практическое значение изучения генома человека. Методы изучения
генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический. Генетические
(наследственные) заболевания человека.
Физика человека. Скелет с точки зрения физического понятия о рычаге.
Кровообращение в свете гидродинамики: пульс, кровяное давление. Диффузия, как
основа формирования первичной и вторичной мочи в почках, а также газообмена в тканях
и легких. Терморегуляция с помощью кожи путем теплопроводности, конвекции,
излучения и испарения воды. Электродинамическая природа передачи нервных
имульсов. Оптическая система зрения. Акустическая система слуха и голосообразование.
Химия человека. Химический состав тела человека: элементы и вещества,
их классификация и значение. Вода, ее функции. Водный баланс в организме человека.
Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности организма человека. Заболевания,
связанные с недостатком или избытком некоторых химических элементов в организме
человека.

Витамины. История открытия витаминов. Витамины, как биологически активные
вещества. Болезни, вызванные недостатком или избытком витаминов: авитаминозы,
гиповитаминозы, гипервитаминозы.
Суточная потребность человека в витаминах и их основные функции.
Классификация витаминов. Водорастворимые витамины на примере витамина С.
Жирорастворимые витамины на примере витамина А.
Гормоны.
Нервная и гуморальная регуляции процессов жизнедеятельности организма. Гормоны,
как продукты, вырабатываемые железами внутренней секреции.
Классификация гормонов по железам, которые их продуцируют и по химической
природе. Свойства гормонов. Инсулин, как гормон белковой природы. Адреналин, как
гормон аминокислотной природы. Стероидные гормоны на примере половых. Гипери гипофункция желѐз внутренней секреции.
Лекарства. Краткие сведения о зарождении и развитии фармакологии. Классификация
лекарственных средств по агрегатному состоянию: жидкие (растворы, настои, отвары,
микстуры, эмульсии, суспензии и др.), твердые (порошки, таблетки, пилюли, капсулы),
мягкие
(мази,
линименты,
пасты,
свечи).
Алкалоиды.
Вакцины.
Химиотерапевтические препараты.
Антибиотики. Наркотические препараты. Наркомания и ее последствия. Оптимальный
режим применения лекарственных препаратов.
Здоровый образ жизни. Физические здоровье и его критерии. Психическое здоровье и его
критерии. Нравственное здоровье и его критерии. Три основные составляющие
здорового образа жизни: режим дня, правильное питание, физическая активность и
занятие спортом. Факторы, влияющие на здоровье человека: окружающая среда,
профилактическая вакцинация, стрессы, вредные привычки. Алкоголизм и его
последствия. Наркомания и ее последствия.
Физика на службе здоровья человека. Антропометрия: измерение длины и массы тела,
спирометрия
и
жизненная
ѐмкость
легких.
Тепловые
измерения
и
теплотерапия.
Измерение
артериального
давления.
Гипертония
и
гипотония.
Ультразвуковая диагностика и терапия. Электротерапия.
Лазерная
терапия. Магнитный резонанс и рентгенодиагностика. Флюорография. Томография
Современные медицинские технологии
Здоровье человека: системный подход. Нормальная физиология человека. Особенности
функционирования дыхательной, кровеносной и других систем организма.
Физиологические показатели организма человека и их нормальное значение.
Медицинские технологии диагностики заболеваний. Возможности и перспективы
методов профилактики, терапии и восстановления организма. Подходы к повышению
эффективности системы здравоохранения.
Инфекционные заболевания и их профилактика
Инфекционные заболевания и их возбудители. Способы передачи инфекционных
заболеваний и социальные факторы, способствующие их распространению. Иммунная
система и принципы ее работы. Особенности функционирования иммунитета у разных
групп населения. Способы профилактики инфекционных заболеваний. Вакцинация.
Направленность медицинских препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями.
Проблема развития устойчивости возбудителей заболеваний. Международные
программы по борьбе с инфекционными заболеваниями.
Наука о правильном питании
Метаболизм, как обмен веществом и энергией на уровне организма. Принципы
функционирования пищеварительной системы. Качество продуктов питания с точки
зрения энергетической ценности и содержания полезных и вредных веществ Значение
сбалансированного питания для поддержания здоровья. Пищевые добавки: полезные
свойства и побочные эффекты их использования. Диеты и особенности их применения.

3. Современное естествознание на службе человека
Элементарны ли элементарные частицы?
Понятие о физике высоких
энергий. Линейный ускоритель элементарных частиц, адронный коллайдер.
Деление атомного ядра: протоны, нейтроны. Фундаментальные частицы: лептоны и
кварки. Фотоны. Бозоны. Античастицы.
Большой адронный коллайдер. Монтаж и установка большого адронного коллайдера.
Принцип действия коллайдера. Происхождение массы. Бозон Хиггса. Происхождение
Вселенной. Антимир.
Энергетика и энергосбережение
Проблемы энергообеспечения: национальные, региональные, локальные. Законы
сохранения массы и энергии. Практическое применение законов сохранения. Виды
энергии. Связь массы и энергии. Электроэнергия и способы ее получения Получение
электрического тока с помощью электрогенератора. Нетрадиционная
энергетика. Тепловые и гидроэлектростанции. Основные понятия атомной
энергетики. Радиоактивность. Ядерные реакции. Атомная станция и принцип ее
работы. АЭС на быстрых нейтронах. Радиоизотопные термоэлектрические генераторы
(РИТЕГи), принцип их действия. Области применения атомной энергетики. Ядерная
энергетика и перспективы ее использования. Энергопотребление и
энергоэффективность.
Продовольственная проблема и пути ее решения. География голода и его
причины. Основные направления в решении Продовольственной проблемы:
- использование химических веществ (удобрения, регуляторы ростра, феромоны,
пестициды, репелленты);
создание
искусственных
продуктов
питания;
методы
создания
высокопроизводительных сортов растений и пород животных.
Основы биотехнологии
Понятие биотехнологии, как производительной силы общества, использующей живые
организмы и биологические процессы в производстве. Три этапа становления и развития
битехнологии: ранняя, новая и новейшая. Традиционная биотехнология: производство
продуктов питания, переработка отходов. Молекулярная биотехнология. Структура и
функция нуклеиновых кислот. Синтез белка. Клеточная инженерия. Генная терапия.
Применение биотехнологии в здравоохранении, сельском хозяйстве и охране
окружающей среды. Генная инженерия. Генномодифицированные организмы и
траснсгенные продукты. Клеточная инженерия. Клонирование.
Эмбриональные и стволовые клетки. Биологическая инженерия, как метод использования
микроорганизмов в качестве биореакторов для получения промышленной продукции.
Основные направления использования ферментативных процессов. Иммобилизованные
ферменты. Мировой рынок биотехнологий. Перспективы развития российского
сегмента.
Нанотехнологии и их приложение
Наночастицы в живой и неживой природе: размеры, типы структуры, функциональная
значимость. Особенности физических и химических свойств наночастиц.
Самоорганизация. Методы получения наночастиц. Методы изучения наноматериалов.
Конструирование наноматериалов. Новые технологии, строящиеся на использовании
наночастиц и материалов, получаемых из них. Понятие о нанотехнологии, как
управляемом синтезе молекулярных структур. Два подхода в нанотехнологии: «сверху
вниз» и «снизу вверх». Молекулярный синтез и самосборка. Наноскопическое
выращивание
кристаллов
и
полимеризиция.
Углеродные
нанотрубки.
Синергетика. Влияние нанотехнологий на развитие техники. Экологический аспект
нанотехнологий.

Физика и быт. Нагревательные и осветительные приборы. Разновидности ламп:
накаливания, галогенные, люминесцентные, светодиодные.
Микроволновая печь (СВЧ-печь) и принцип ее работы.
Жидкокристаллические экраны и дисплеи, их устройство. Электронный термометр.
Домашние роботы. Радиопередатчики и радиоприемники. Принципиальное устройство
телевизора и телевидения. Спутниковая и сотовая связь.
Химия и быт. Моющие и чистящие средства. Поверхностно - активные вещества (ПАВ).
Отбеливатели: химические и оптические. Инсектициды - средства для борьбы с
насекомыми. Химические средства гигиены и косметики. Пищевые добавки, их
маркировка.
Синергетика.
Понятие о синергетике и самоорганизации открытых систем. Общие принципы
синергетики. Точка бифуркации и аттракт. Роль синергетики для изучения природных и
социальных явлений. Структурирование материального мира и его изучение
специальными разделами физики.
Формы движения материи.
Естествознание и искусство. Золотое сечение и его использование в произведениях
архитектуры, живописи, скульптуры. Последовательность Фибоначчи, ее применение в
искусстве. Распространенность правила золотого сечения и последовательности
Фибоначчи в живой природе. Бионика и архитектура. Взаимопроникновение
естествознания и искусства.
4. Вклад современных ученых в формирование естественнонаучной картины мира
Изучение биографии современных российских ученых. Оценка вклада современных
российских ученых в формирование ЕНКМ. Последние открытия в области естественных
наук.
№ Название раздела
п/п

социально –
экономический профиль
Количество
часов

Количество
лабораторных
работ

гуманитарный профиль
Количество
часов

Количество
лабораторных
работ

10 класс
1

Введение

4

2

15

5

Естествознание
и
методы познания мира
Мегамир. Освоение
космоса и его роль в
жизни человечества
Макромир.
Оболочки
Земли:
литосфера,
гидросфера, атмосфера
Макромир. Биосфера

6

3

4

2
2

4

8
2

11

2

6

2

23

3

11

2

Пространство и время

5

1

2

Резерв

4

Итого в 10 классе

66

2
8

33

4

№ Название раздела
п/п

социально –
экономический профиль
Количество
часов

Количество
лабораторных
работ

гуманитарный профиль
Количество
часов

Количество
лабораторных
работ

11 класс
1

Введение

4

2

15

5

Естествознание
и
методы познания мира
Мегамир. Освоение
космоса и его роль в
жизни человечества
Макромир.
Оболочки
Земли:
литосфера,
гидросфера, атмосфера
Макромир. Биосфера

6

3

4

2
2

4

2

11

2

6

2

23

3

11

2

Пространство и время

5

1

2

Резерв

4

Итого в 10 классе

2

66

8
10 класс

1

Микромир

22

2

2

Человек и его здоровье

20

2

3

Современное
естествознание
на
службе человека
Вклад
современных
ученых в формирование
естественнонаучной
картины мира
Резерв

18

1

Итого в 11 классе

68

5

ИТОГО

134

13

4

8

2

6

33

4

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
В курсе Естествознание применяется формирующее (критериальное) оценивание
достигаемых образовательных результатов, которое способствует повышению учебной
мотивации обучающихся и позволяет им управлять процессом собственного учения.
Изучение каждого раздела курса завершается диагностической работой. В конце
учебного года – рубежная диагностическая работа.
Критерии оценивания монологического устного ответа, сообщения, доклада
Характеристики
Содержание ответа полностью соответствует заданию, текст связный,
логичный, речь соответствует коммуникативной задаче, фактические
ошибки отсутствуют, даны верные ответы на дополнительные или
уточняющие вопросы
Содержание ответа полностью соответствует заданию, текст связный,
логичный, речь соответствует коммуникативной задаче, есть неточности,
даны верные ответы на дополнительные или уточняющие вопросы
Содержание ответа в целом соответствует заданию, текст связный, речь
соответствует коммуникативной задаче, есть отдельные ошибки, даны в
целом верные ответы на дополнительные или уточняющие вопросы
Содержание ответа частично соответствует заданию, текст не вполне
связный, есть серьёзные ошибки, ответы на дополнительные или
уточняющие вопросы не даны или неверные
Содержание ответа не соответствует заданию, хотя некоторые высказывания
свидетельствуют о наличии общего представления о предмете, есть
серьёзные ошибки, ответы на дополнительные или уточняющие вопросы не
даны или неверные
Содержание ответа не соответствует заданию или ответ отсутствует

Баллы
5

4

3

2

1

0

Критерии оценивания работы в процессе дебатов, дискуссии, семинара
Характеристики
Постоянная активность, соответствие высказываний содержанию
обсуждаемой темы, отсутствие фактических ошибок, логичная, связная речь,
соответствующая коммуникативной задаче, развёрнутая аргументация,
соблюдение установленных правил совместной работы
Постоянная активность, соответствие высказываний содержанию
обсуждаемой темы, наличие незначительных ошибок или неточностей,
логичная, связная речь, соответствующая коммуникативной задаче,
недостаточно развёрнутая аргументация, соблюдение установленных правил
совместной работы
Эпизодическая активность, неполное соответствие высказываний
содержанию обсуждаемой темы, наличие фактических ошибок, речь не
вполне соответствующая коммуникативной задаче, слабая аргументация,
соблюдение установленных правил совместной работы
Эпизодическая активность, некоторые высказывания свидетельствуют о
наличии общего представления о содержании обсуждаемой темы, речь не

Баллы
8 – 10

6–7

3–5

1–2

вполне соответствующая коммуникативной задаче, отсутствие
аргументации, неполное соблюдение установленных правил совместной
работы
Активность не проявлена или высказывания свидетельствуют о полном
непонимании обсуждаемой темы

0

Критерии оценивания развёрнутого письменного ответа на вопрос
Характеристики
Вопрос высокого уровня сложности. Ответ верный, исчерпывающий.
Вопрос высокого уровня сложности. Ответ верный, но не исчерпывающий.
Вопрос высокого уровня сложности. Ответ в целом верный, но не
исчерпывающий, есть неточности.
Вопрос повышенного уровня сложности. Ответ верный, исчерпывающий.
Вопрос повышенного уровня сложности. Ответ верный, но не
исчерпывающий.
Вопрос базового уровня сложности. Ответ верный, исчерпывающий.
Вопрос повышенного уровня сложности. Ответ в целом верный, но не
исчерпывающий, есть неточности.
Вопрос базового уровня сложности. Ответ в целом верный, но не
исчерпывающий, есть неточности.
Ответ неверный или отсутствует

Баллы
5
4
3

2

1

0

Критерии оценивания практических (лабораторных) работ
Характеристики
Баллы
Работа выполнена полностью в соответствии с требованиями
5
- правильно определена цель работы;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования
и объектов, а также работа по закладке опыта;
- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы
выводы.
Работа выполнена полностью в соответствии с требованиями
4
- правильно определена цель работы;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования
и объектов, а также работа по закладке опыта;
- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы
основные выводы;
- в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы
неполные.
Работа выполнена полностью
3
- правильно определена цель;
- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;
при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;
- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы
основные выводы;
- в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы
неполные.
В работе
2

- правильно определена цель опыта;
- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта
проведены с помощью учителя;
- допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании
наблюдений, формулировании выводов.
В работе
- не определена самостоятельно цель работы;
- не подготовлено нужное оборудование;
- допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

1

Критерии оценивания схемы, таблицы, кластера, интеллект - карты
Задание базового уровня сложности
Характеристики
Баллы
Содержание графической формы полностью соответствует заданию, есть
5
внутренняя логика, фактические ошибки отсутствуют
Содержание графической формы полностью соответствует заданию, есть
4
внутренняя логика, есть неточности
Содержание графической формы в целом соответствует заданию, есть
3
внутренняя логика, есть отдельные ошибки
Содержание графической формы частично соответствует заданию,
2
внутренняя логика прослеживается не полностью, есть серьёзные ошибки
Содержание графической формы частично соответствует заданию,
1
внутренняя логика нарушена, есть серьёзные ошибки
Содержание графической формы не соответствует заданию или форма
0
отсутствует
Задание повышенного уровня сложности
Характеристики
Содержание графической формы полностью соответствует заданию, есть
внутренняя логика, фактические ошибки отсутствуют
Содержание графической формы полностью соответствует заданию, есть
внутренняя логика, есть неточности
Содержание графической формы в целом соответствует заданию, есть
внутренняя логика, есть отдельные ошибки
Содержание графической формы частично соответствует заданию,
внутренняя логика прослеживается не полностью, есть серьёзные ошибки
Содержание графической формы частично соответствует заданию,
внутренняя логика нарушена, есть серьёзные ошибки
Содержание графической формы не соответствует заданию или форма
отсутствует
Критерии оценивания тестовой работы
Характеристики
Правильно выполнено до 85 % работы
Правильно выполнено до 65 % работы
Правильно выполнено до 50 % работы
Правильно выполнено менее 50 %
Критерии оценивания творческой письменной работы

Баллы
6–7
4–5
3–4
2
1
0

Баллы
5
4
3
2

Характеристики
Соответствие содержания работы выбранной теме
Наличие в тексте положений, отражающих существенные, а не
второстепенные характеристики процесса, явления
Отсутствие фактических ошибок
Внутреннее смысловое единство текста
Грамотная, красивая, образная речь, отражающая особенности процесса,
явления
Все выше приведённые баллы суммируются

Баллы
0–3
0–3
0–3
0–3
0–3

Критерии оценивания конспекта
Характеристики
Содержание полностью соответствует заданию, есть внутренняя логика,
выделены главные идеи текста, они подкреплены фактами, примерами из
текста
Содержание полностью соответствует заданию, есть внутренняя логика,
выделены не все главные идеи текста, они частично подкреплены фактами,
примерами из текста
Содержание в целом соответствует заданию, есть внутренняя логика, но
главные идеи не выделены
Содержание частично соответствует заданию, есть внутренняя логика, но
главные идеи не выделены
Содержание частично соответствует заданию, отсутствует внутренняя логика,
главные идеи не выделены
Содержание не соответствует заданию или конспект отсутствует

Баллы
5

4

3
2
1
0

Критерии оценивания развёрнутого плана
Характеристики
Содержание полностью соответствует заданию, есть внутренняя логика,
выделены главные идеи текста, план содержит не менее трёх пунктов, каждый
из которых раскрыт в подпунктах
Содержание полностью соответствует заданию, есть внутренняя логика,
выделены не все главные идеи текста, план содержит не менее трёх пунктов,
каждый из которых раскрыт в подпунктах
Содержание в целом соответствует заданию, есть внутренняя логика, но
главные идеи не выделены, план содержит менее трёх пунктов, каждый из
которых раскрыт в подпунктах
Содержание частично соответствует заданию, есть внутренняя логика, но
главные идеи не выделены, план содержит менее трёх пунктов, каждый из
которых раскрыт в подпунктах
Содержание частично соответствует заданию, отсутствует внутренняя логика,
главные идеи не выделены или план содержит только пункты (без
подпунктов)
Содержание не соответствует заданию или план отсутствует

Баллы
5

4

3

2

1

0

Командные и индивидуальные проекты оцениваются в соответствии с критериями,
разработанными отдельно для каждого проекта. Эти критерии предполагают оценку
содержания проекта, его презентации и оформления, публичной защиты проекта.

Участие в командных играх оценивается в соответствии с критериями, разработанными
отдельно для каждой игры.
Все критерии могут применяться для внешней оценки, самооценки, взаимооценки.
Перевод набранных баллов в отметку по 5-балльной шкале производится одним из двух
способов (по выбору учителя):
1
способ. Отметка выставляется за каждое выполненное задание по схеме:
Шкалы оценивания для заданий, рассчитанных на количество максимальных баллов
3 балла
5 баллов
7 баллов
10 баллов
15 баллов
«5» - 3 балла,
«5» - 5 баллов, «5» - 6 – 7 баллов, «5» - 8 – 10 баллов, «5» - 13 - 15 баллов,
«4» - 2 балла,
«4» - 4 балла, «3» «4» - 4 – 5 баллов, «4» - 6 – 7 баллов, «4» - 10 - 12 баллов,
«3» - 1 балл,
- 2 - 3 балла,
«3» - 3 - 4 балла, «3» - 4 - 5 балла, «2» «3» - 5 - 9 баллов, «2»
«2» - 0 баллов. «2» - 0 - 1 балл.
«2» - 0 - 2 балла.
- 0 - 3 балла.
- 0 - 4 балла.
.
2 способ. Первичные баллы за все выполненные задания накапливаются на протяжении
изучаемого тематического блока (от 2 до 6 уроков) и по его завершении выставляются
отметки по схеме:
«5» (отлично)
40 и более баллов
«4» (хорошо)
от 25 до 39 баллов
«3» (удовлетворительно)
от 15 до 24 баллов
«2» (неудовлетворительно)
менее 15 баллов.
Критерии оценивания диагностических работ
«5» (отлично)
«4» (хорошо)
«3» (удовлетворительно)
«2» (неудовлетворительно)

от 81 до 100% правильного выполнения заданий
от 61 до 80% правильного выполнения заданий
от 35 до 60% правильного выполнения заданий
от 0 до 34% правильного выполнения заданий


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».