Рабочая программа Астрономия 10-11 класс

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих документов:




Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утверждённый приказом МОН РФ от 17 мая 2012 г. № 413
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования по
астрономии (базовый уровень)
авторская программа «Астрономия», авторы-составители Б.А. Воронцов-Вельяминов,
Е.К. Страут.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.М. Чаругин. «Астрономия 10- 11 класс», М.: Просвещение, 2018 г.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета астрономии на
базовом уровне среднего общего образования.

Предметные результаты.
Планируемые результаты освоения учебного предмета астрономия по итогам
обучения в 10–11 классах:
 получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней.
Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые
удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли
диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах
получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационноволновых телескопов.
 узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации.
Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история
их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились
измерять время и вести календарь.
 узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления
геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической
системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие
движением планет, и позднее, закон всемирного тяготения.
 на примере использования закона всемирного тяготения получить представления о
космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов
космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на
явлениях в системе Земля-Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
 узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении
Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы
и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса
небесных тел карликовых планет.
 получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики,
которые используются для изучения физически свойств небесных тел.
 узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и
биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение
Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр
Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
 узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой,
о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств белых
карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают
звёзды.
 узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до
других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют












их массы.
Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать, как в звёздах
образуются тяжёлые химические элементы.
Узнать, как устроена наша Галактика - Млечный Путь, как распределены в ней
рассеянные и шаровые звёздные скопления, и облака межзвёздного газа и пыли. Как с
помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу
межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг
сверхмассивной чёрной дыры.
Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности
галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании
скоплений и ячеистой структуры их распределения.
Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за
развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о
фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли
к выводу о не стационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не
только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает
этот важный вывод современной космологии.
Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной
энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.
Узнать об открытии экзопланет - планет около других звёзд и современном состоянии
проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.
Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться
среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять
астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять
диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени.

Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты включают освоение межпредметных понятий и
универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия:
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность,
феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской
компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной
деятельности.
При изучении астрономии, обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне
навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения астрономии, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности.
Проектная деятельность является особой формы учебной работы, способствующей
воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом
уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения,
в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность

к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и
осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи
в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи
и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов
и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся

ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик
продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления),
эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логичные
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных
ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их
сходство;

 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной
и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в виде текста, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3.Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;

 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный
и
нехудожественный
–
учебный,
научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие
другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника. Различать в его речи точку зрения, доказательство
(аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
 использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия» на углубленном уровне
среднего общего образования
1.Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются
в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности, организации в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные
результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Патриотического воспитания
1) ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества,

способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
Гражданского воспитания
1) представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
2) готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных,
познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных
проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности;
3) готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4) ценности научного познания;
5) мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции,
соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для
понимания сущности научной картины мира; представлений об основных
закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли
химии в познании этих закономерностей;
6) познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии,
необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
7) познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными
техническими средствами информационных технологий;
8) интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
9) формирования культуры здоровья
10) осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки
на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек
(употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил
безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;
Трудового воспитания
1) интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к
труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения
предметных знаний по химии, осознанного выбора индивидуальной траектории
продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии,
общественных интересов и потребностей; успешной профессиональной деятельности и
развития необходимых умений; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
Экологического воспитания
1) экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле,
основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью,
осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами,
а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
2) способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач,
связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры,
осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством
методов химии;
3) экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.

Раздел 2. Содержание предмета.
Введение в астрономию
Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния
между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как
работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение
Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия
Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике.
Планеты совершают петлеобразное движение. Небесные координаты. Что такое небесный
экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как
строят горизонтальную систему небесных координат. Видимое движение планет и Солнца.
Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика,
зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике. Движение Луны и
затмения Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного
затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений. Время и
календарь Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и
солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари.
Небесная механика
Представления о строении Солнечной системы в античные времена ив средневековье.
Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс
звёзд и определение расстояния до них, парсек. Открытие И. Кеплером законов движения
планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение
масс небесных тел. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл.
Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите. Понятие оптимальной траектории
полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов. Лунный рельеф и его природа.
Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление
вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Строение солнечной системы
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их
принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной
системы. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в
формировании климата Земли. Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с
Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры.
Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса. Физические
свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике
Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов. Природа и движение астероидов.
Специфика движения группа стероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс
Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов. Природа падающих звёзд,
метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа
каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Астрофизика и звездная астрономия.
Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство
радиотелескопов, радиоинтерферометры. Основные характеристики Солнца. Определение
массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы.
Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу. Теоретический расчёт температуры
в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из
водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный
телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца. Определение основных характеристик
звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация
звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» -светимость звёзд, связь
между массой и светимостью звёзд.

Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и
сверхгигантов. Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара.
Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры. Наблюдения двойных
и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд.
Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между
светимостью и периодом пульсаций у цефеида. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым
определяют расстояния до далёких скоплений и галактик. Новые и сверхновые звёзды
Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами,
содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности
белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых
звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной
двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей
эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.
Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд Расчёт продолжительности жизни звёзд
разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты
после исчерпания водорода. Спокойная эволюция мало массивных звёзд, и гравитационный
коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды.
Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции
звёзд.
Млечный Путь-наша Галактика
Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности
Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике. Наблюдаемые свойства
рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений.
Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений,
газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи.
Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре
Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры.
Наблюдения космических лучей и их связь с взрывами сверхновых звёзд.
Галактики
Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла.
Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах
галактик и определение расстояния до них. Вращение галактик и тёмная материя в них.
Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные
свойства квазаров, их связь с ядрами галактики активностью чёрных дыр в них. Наблюдаемые
свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса
межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях
галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения
галактики скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной
Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности
Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими
представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей
теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрическими
свойствами пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.
Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими
свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса
и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовые излучения. Образование
химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость
образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой
плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной.
Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и
сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства

реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для
построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии
Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного
расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия
увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного
отталкивания. Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников
звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка
условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни
на них. Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной.
Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки
обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба.
Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.
Раздел 3. Тематическое планирование.
10 класс
№
1.
2.
3
4.
5.
6.

Наименование раздела (темы, блока)_
Введение в астрономию
Астрометрия
Небесная механика
Строение Солнечной системы
Астрофизика и звездная астрономия
Резервные уроки
Итого

Количество
часов
3
9
8
7
5
2
34

Количество
контр. работ

Количество
лаб. работ

Количество
контр. работ

Количество
лаб. работ

11класс
№
1.
2.
3
4.
5.

Наименование раздела (темы, блока)_
Астрофизика и звездная астрономия
Млечный путь-наша галактика
Галактики
Строение и эволюция вселенной
Современные проблемы астрономии

Количество
часов
16
6
3
3
2

6.
7.

Итоговое повторение
Резервные уроки
Итого

2
2
34

Раздел 4. Система оценивания.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное
понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,
взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать
межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи,
творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко,
связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в
логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать
собственные
выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов,
теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал
литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы
учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные
материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему
условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для
доказательства
выводов
из
наблюдений
и
опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем
на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по
требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами,
графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют
требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный
ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при
воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой
логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух
недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи
преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на
дополнительные
вопросы
учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании
фактов
и
примеров
обобщать,
делать
выводы.
Устанавливать
внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в
видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи;
использовать
при
ответе
научные
термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка «3» Ставится, если ученик:

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не
препятствующие
дальнейшему
усвоению
программного
материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо
аргументирует
выводы
и
обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства
выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт
нечёткие
определения
понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных
типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и
законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста
учебника,
но
недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,
допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка
"2"
ставится,
если
ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает
значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не
делает
выводов
и
обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при
решении
конкретных
вопросов,
задач,
заданий
по
образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить
даже
при
помощи
учителя.
Примечание. При окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ
ответа,
объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа
ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные
письменные
и
контрольные
работы.
Оценка
«5»
ставится,
если
ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка
«4»
ставится,
если
ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой
ошибки
и
одного
недочёта
и
/или/
не
более
двух
недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает
небольшие
помарки
при
ведении
записей.
Оценка
«3»
ставится,
если
ученик:
1.
Правильно
выполняет
не
менее
половины
работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой
ошибки
и
одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх
недочётов,
или
при
отсутствии
ошибок,
но
при
наличии
пяти
недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи,
правил
оформления
письменных
работ.
Оценка
«2»
ставится,
если
ученик:
1.
Правильно
выполняет
менее
половины
письменной
работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть
выставлена
оценка
"3".

3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил
оформления
письменных
работ.
Примечание. - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая
предусмотрена
нормами,
если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до
сведения
учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и
устранение
пробелов
в
знаниях
и
умениях
учеников.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и
лабораторные
работы.
Оценка
«5»
ставится,
если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном
объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов,
измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое
оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее
точных
результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно
формулирует
выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики,
вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места,
порядок
на
столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при
выполнении
работ.
Оценка
«4»
ставится,
если
ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями
при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три
недочёта
или
одну
негрубую
ошибку
и
один
недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные
выводы
при
обобщении.
Оценка
«3»
ставится,
если
ученик:
1. 1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части
таков,
что
позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным
важным
задачам
работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе
проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует
выводы,
обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с
большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок
(в
записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и
т.д.),
не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат
выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в
соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию
учителя.
Оценка
"2"
ставится,
если
ученик:

1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя
подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и
объём
выполненной
части
не
позволяет
сделать
правильные
выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по
требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка
«5»
ставится,
если
ученик:
1.
Правильно
проводит
наблюдение
по
заданию
учителя.
2.
Выделяет
существенные
признаки
у
наблюдаемого
объекта,
процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Оценка
"4"
ставится,
если
ученик:
1.
Правильно
проводит
наблюдение
по
заданию
учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у
наблюдаемого
объекта,
процесса
называет
второстепенные.
3.
Небрежно
или
неточно
оформляет
результаты
наблюдений.
Оценка
"3"
ставится,
если
ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию
учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет
лишь
некоторые
из
них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и
выводов.
Оценка
«2»
ставится,
если
ученик:
1. Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя. 2.
Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса. 3. Допускает три-четыре
грубые
ошибки
в
оформлении
результатов
наблюдений
и
выводов.
Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до
сведения
учащихся,
как
правило,
на
последующем
уроке,
после
сдачи
отчёта.
Общая
классификация
ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые),
недочёты
в
соответствии
с
возрастом
учащихся.
Грубыми считаются ошибки: - незнание определения основных понятий, законов, правил,
основных
положений
,
теории,
незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения,
наименований этих единиц; - неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты
изучения; - неумение применить знания для решения задач, объяснения явления; - неумение
читать и строить графики, принципиальные схемы; - неумение подготовить установку или
лабораторное
оборудование,
провести
опыт,
,,
наблюдение,
сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов; - неумение
пользоваться первоисточниками, учебником, справочником; - нарушение техники
безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки: - неточность формулировок, определений, понятий, законов,
теорий,
вызванная
неполнотой
охвата
основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков
второстепенными; - ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с
определением цены деления шкалы; - ошибки, вызванные несоблюдением условий
проведения
опыта,
наблюдения,
условий
работы прибора, оборудования; - ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность
графика;
6 - нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы,

недостаточно
продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных
основных
вопросов второстепенными); - нерациональные методы работы со справочной литературой;
неумение
решать
задачи,
выполнять
задания
в
общем
виде.
Недочётам и являются: - нерациональные приёмы вычислений и преобразований,
выполнения
опытов,
наблюдений,
практических заданий; - арифметические ошибки в вычислениях; - небрежное выполнение
записей, чертежей, схем, графиков, таблиц; - орфографические и пунктуационные ошибки.


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».