Рабочая программа Географии Профиль 10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих документов:
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утверждённый приказом МОН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897
 . Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и
дополнениями).
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования» (с изменениями и дополнениями).
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №
1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
(с изменениями и дополнениями).
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.03.2016 № 336 «Об
утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования, соответствующих современным условиям обучения,
необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях
реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из
прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях,
критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также
норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными
средствами обучения и воспитания».
 Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
 Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и
благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
 «Концепция развития географического образования в Российского Федерации»;
 Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з)).
 География. Современный мир. 10-11 классы. В.В.Николина, А.И.Алексеев,
Е.К.Липкина. /Программы общеобразовательных учреждений. М: Просвещение.
2013-18
 География. 10-11 классы. О.А.Бахчиева /М:Просвещение. 2021
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О
Перечне
учебного
и
компьютерного
оборудования
для
оснащения
общеобразовательных учреждений».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03
«Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и
учебно-лабораторным оборудованием».

 Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ
гимназия № 37, утверждённая приказом директора от 01.09.2015 № 250-О

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1. Учебник: Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10 – 11 кл.
Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – М.:
Просвещение, 2013-18.
2. География. 10-11 классы. О.А.Бахчиева /М:Просвещение. 2021
Всё необходимое для достижения планируемых результатов средствами предмета
сосредоточено непосредственно в учебниках, составляющих ядро учебно-методического
комплекта:
 СИСТЕМА разноуровневых заданий, охватывающая все классы задач, в т.ч. задачи
на приобретение опыта проектной деятельности, развитие читательской
компетенции и сотрудничество;
 Необходимый набор географических карт;
 СИСТЕМА помощи в организации собственной учебной деятельности (модели
действий, пошаговые инструкции, напоминания, полезные советы, ссылки на
дополнительные ресурсы);
 СИСТЕМА подготовки к аттестации для ученика;
 СИСТЕМА деятельностных уроков «Учимся с «Полярной звездой», направленных
на формирование универсальных учебных действий.
Дополняет курс при изучении отдельных тем использование электронных книг – PDFверсий учебников других издательств:
a) Кузнецов А.П., Ким Э.В.География. Базовый уровень. 10-11 классы. Учебник.
b) 2015-2016-2017.
Источник: https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-a-pkuznetsova-geografiya-10-11-baz/
c) Холина В.Н. География (углублённый уровень). 10-11 класс. Учебник. ✓ Входит в
федеральный
перечень
2018
г.
(номер
1.3.3.4.2.1)
Источник: https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-v-n-holinoy-geografiya-1011-uglub/
d) Максаковский Владимир Павлович "География. 10-11 классы. Базовый уровень.
Учебник.
ФГОС"
.
Издательство: Просвещение,
2019
г.
e) Бахчиева О.А. Серия Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (10-11) (баз.)
Класс 10 класс, 11 класс
Предмет География
Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ
Источник: https://rosuchebnik.ru/product/geografiya-bazovyy-i-uglublennyy-urovni-1011klassy-uchebnik-428556/ Входит в федеральный перечень 2018 г. (номер 1.3.3.3.1.1)
Изучение учебного курса географии на уровне основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
Географическое образование на уровне среднего общего образования должно:
-воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности, формировать
традиционные российские духовные ценности у обучающихся; учитывать индивидуальную
траекторию
развития
обучающихся
и обеспечивать изучение учебного предмета в соответствии с индивидуальными запросами
как на базовом, так и на профильном уровнях, в сочетании с практико-ориентированной
научно-исследовательской и проектной работой;

- формировать у обучающихся представление о наличии географических систем
в природе и обществе, обеспечивать выпускников общеобразовательных организаций
географическими знаниями и навыками работы с географической информацией в объёме,
достаточном для решения повседневных задач, а также для продолжения образования по
направлениям профессиональной подготовки, требующим наличия достаточной базы
географических знаний (экономика, журналистика, государственное и муниципальное
управление, военная служба, международные отношения, туризм, геоэкология и др.);
-формировать у обучающихся на профильном уровне изучения учебного предмета
расширенное/углублённое представление о географических особенностях развития России
и современного мира, о системности в природе и обществе;
- обеспечивать достаточным для продолжения образования по профильным направлениям
(география,
океанология,
метеорология,
гидрология,
картография
и военная топография, геоэкология, туризм и др.) объемом географических знаний
и умений;
- обеспечивать профильный уровень подготовки на базе организаций высшего
образования, специализированных учебно-научных центров и на основе организации
сетевого
взаимодействия
образовательных
организаций,
в том числе с использованием программ дистанционного обучения.
Главной целью изучения курса является формирование у учащихся
систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового
хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о
пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в
природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли
географии в их познании.
Одной из важнейших задач курса является формирование у учащихся умений,
необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений
современного мира.
Общая характеристика предмета:
География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного
знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими,
этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития
представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и
общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает
комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной
дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного
предмета «География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации
страны, в том числе воссоединение России и Крыма.
Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения
безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать
полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование),
освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с
предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы
безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
В связи со спецификой гимназии, где изучается углубленно немецкий язык, выявляется и
реализуется билингвальный потенциал курса по нескольким направлениям. Накоплен опыт
проведения билингвальных уроков, на которых материал предмета изучается с
привлечением немецкого языка, в планировании на год выделяется билингвальный
потенциал курса, указывается на каких уроках и в каком виде деятельности возможно
организовать взаимопересечение немецкой культуры и самого изучаемого предмета. Это

могут быть и отдельные слова – термины, пришедшие в науку из немецкого языка, и
биографии немецких ученых, и события, связанные с немецкой культурой и экономикой, и
собственно изучение географических объектов на территории Германии, Австрии,
Швейцарии.
Курс «География. 10—11 классы. Базовый уровень» является завершающим курсом. В
соответствии с учебным планом курсу географии на ступени среднего (полного) общего
образования предшествует курс географии основной школы. Содержание курса географии
5—9 классов является базой для изучения общих географических закономерностей,
гипотез, теорий и основой для уровневой и профильной дифференциации в старшей школе.
На изучение курса географии в 10—11 классах отводится по 3 ч в неделю в 10 классе и 1
часу в 11 классе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по
географии должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширения опыта деятельности на
её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу
России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам
природного и культурного наследия человечества, традициям
разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности
(патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального
народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность
к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей
устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль»,
волонтёрство)
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать
способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на
нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с
учётом осознания последствий для окружающей среды
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других
народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к
природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других
регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений географических наук об основных закономерностях развития
природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
читательской культурой как средством познания мира для применения различных
источников географической информации при решении познавательных и практикоориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности
в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; сформированность навык а рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода.
рабочая программа применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные действия
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;

Классы
10-11

10-11

10-11

10-11

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью; монологической контекстной речью;

10-11
10-11

10-11
10-11
10-11

10-11

Предметные результаты:
Выпускник на базовом уровне
научится:

понимать значение географии как
науки и объяснять ее роль в
решении проблем человечества;

Классы

1011

Выпускник на базовом уровне
получит возможность
научиться:

Классы

характеризовать процессы,
происходящие в географической
среде; сравнивать процессы между
собой, делать выводы на основе
сравнения;

10-11

определять количественные и
качественные характеристики
географических объектов,
процессов, явлений с помощью
измерений, наблюдений,
исследований;

10-11

переводить один вид информации в
другой посредством анализа
статистических данных, чтения
географических карт, работы с
графиками и диаграммами;

10-11

составлять таблицы, картосхемы,
диаграммы, простейшие карты,
модели, отражающие
географические закономерности
различных явлений и процессов, их
территориальные взаимодействия;

10-11

составлять географические
описания населения, хозяйства и
экологической обстановки
отдельных стран и регионов мира;

10-11

сопоставлять и анализировать
географические карты различной
тематики для выявления
закономерностей социальноэкономических, природных и
геоэкологических процессов и
явлений;

10-11

делать прогнозы развития
географических систем и
комплексов в результате изменения
их компонентов;

10-11

сравнивать географические
объекты между собой по заданным
критериям;

выделять наиболее важные
экологические, социальноэкономические проблемы;

10-11

выявлять закономерности и
тенденции развития социальноэкономических и экологических
процессов и явлений на основе
картографических и статистических
источников информации;

давать научное объяснение
процессам, явлениям,
закономерностям, протекающим в
географической оболочке;

10-11

раскрывать причинно-следственные 10-11
связи природно-хозяйственных
явлений и процессов;

оценивать характер взаимодействия
деятельности человека и
компонентов природы в разных
географических условиях с точки
зрения концепции устойчивого
развития;

10-11

выделять и объяснять
существенные признаки
географических объектов и
явлений;

10-11

раскрывать сущность
интеграционных процессов в
мировом сообществе;

10-11

выявлять и объяснять
географические аспекты различных
текущих событий и ситуаций;

10-11

прогнозировать и оценивать
изменения политической карты
мира под влиянием международных
отношений;

10-11

описывать изменения геосистем в
результате природных и
антропогенных воздействий;

10-11

оценивать социальноэкономические последствия
изменения современной
политической карты мира;

10-11

решать задачи по определению
состояния окружающей среды, ее
пригодности для жизни человека;

10-11

оценивать геополитические риски,
вызванные социальноэкономическими и
геоэкологическими процессами,
происходящими в мире;

10-11

оценивать демографическую
ситуацию, процессы урбанизации,
миграции в странах и регионах
мира;

10-11

оценивать изменение отраслевой
структуры отдельных стран и
регионов мира;

10-11

объяснять состав, структуру и
закономерности размещения
населения мира, регионов, стран и
их частей;

10-11

оценивать влияние отдельных стран
и регионов на мировое хозяйство;

10-11

характеризовать географию рынка
труда;

10-11

анализировать региональную
политику отдельных стран и

10-11

10-11

понимать и характеризовать
причины возникновения процессов
и явлений, влияющих на
безопасность окружающей среды;

регионов;
рассчитывать численность
населения с учетом естественного
движения и миграции населения
стран, регионов мира;

10-11

анализировать факторы и объяснять
закономерности размещения
отраслей хозяйства отдельных
стран и регионов мира;

анализировать основные
направления международных
исследований малоизученных
территорий;

10-11

выявлять особенности
современного геополитического и
геоэкономического положения
России, ее роль в международном
географическом разделении труда;

характеризовать отраслевую
структуру хозяйства отдельных
стран и регионов мира;

10-11

понимать принципы выделения и
устанавливать соотношения между
государственной территорией и
исключительной экономической
зоной России;

10-11

приводить примеры, объясняющие
географическое разделение труда;

10-11

давать оценку международной
деятельности, направленной на
решение глобальных проблем
человечества.

10-11

определять принадлежность стран к 10-11
одному из уровней экономического
развития, используя показатель
внутреннего валового продукта;
оценивать ресурсообеспеченность
10-11
стран и регионов при помощи
различных источников информации
в современных условиях
функционирования экономики;
оценивать место отдельных стран и
регионов в мировом хозяйстве;

10-11

оценивать роль России в мировом
хозяйстве, системе международных
финансово-экономических и
политических отношений;

10-11

объяснять влияние глобальных
проблем человечества на жизнь
населения и развитие мирового
хозяйства.

1011

Формы и средства контроля образовательных результатов, обучающихся:
Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный, работа по картам атласа и контурным
картам, диаграммам, графикам, проверочные работы и самостоятельные, тесты,
компьютерные презентации, контрольные работ.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
10—11 КЛАССЫ.
ВВЕДЕНИЕ
Почему география — самостоятельная наука? Место географии в системе наук. Что изучает
география? Пространство — объект изучения в географии. Законы размещения. Выбор
места для размещения хозяйственных объектов. Географическое положение и
местоположение. Роль ресурсных факторов в экономическом развитии. Пространственные
ресурсы: абсолютные и относительные. Задачи географии. Карьера с географией.
Возможности, которые дает география для жизни и работы. Географическое образование.
Географические олимпиады.
Методы географических исследований и источники географической информации.
Уникальная роль географии в системе наук: формирование образа конкретной территории.
Основная цель современной географии — обоснование путей рациональной организации
общества, изучение процессов взаимодействия природы и общества на конкретной
территории. Структура современной географии: физико-географические и общественные
географические науки, картография. Элементы научных знаний: учения, теории, законы,
закономерности, концепции, гипотезы, понятия и термины. Законы физической и
экономической (общественной) географии. Модель Тюнена — первая теоретическая модель
в географии. Идеальные условия выполнения модели. Закономерности размещения зон
различной специализации сельского хозяйства в изолированном государстве. Проявление
«колец Тюнена» на локальном, региональном и глобальном уровнях. Описательные и
нормативные модели.
Традиционные методы географических исследований: экспедиционный, картографический,
описательный. Источники географической информации: карта — альфа и омега географии,
наблюдения, исторические документы, статистика, средства массовой информации,
учебные материалы. Современные методы исследований: территориальная матрица
статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космический
мониторинг Земли, системы подспутникового позиционирования. Программа Google Еarth.
Раздел 1. Политическая карта мира: государства и границы
ТЕМА 1. ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ МИРА
Объекты политической карты мира. Основные черты независимых государств. Формы
правления независимых государств. Монархии и республики. Государства в составе
Содружества (Британского). Французский союз.
Формы государственного устройства независимых государств. Унитарные государства и
федерации. Конфедерации. Географическое положение. Картографический анализ
размещения по регионам.
Непризнанные и самопровозглашенные государства. Причины появления, географическое
положение. Непризнанные государства в регионах мира — Азии, Африке, Европе,
Америке, Австралии и Океании. Сепаратизм. «Горячие точки» на политической карте мира.
Международные территории и акватории. Антарктика, Арктика. Международные проливы,
реки, каналы. Территории с неопределенным статусом: нейтральные Terra nullius,
арендованные, оккупированные. Их отличительные особенности. Географическое
положение. Статус международных территорий.
Несамоуправляющиеся территории: колонии, доминионы, протектораты, подмандатные
и подопечные территории, ассоциированные государства, заморские территории и
департаменты. Территории, в отношении которых действует требование ООН о
предоставлении независимости; их географическое положение (колониальный список
ООН).

Межгосударственные политические организации: ООН (история создания, странычлены, значение в современном мире). Совет Безопасности ООН. Миротворческие
операции ООН. Региональные политические и экономические организации.
ТЕМА 2. ТЕРРИТОРИЯ И ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВ
Состав территории государства. Государственные границы и международные правила их
проведения. Естественные рубежи как границы. Сухопутные и морские границы.
Континентальный шельф, территориальные воды, прилегающая зона, исключительная
экономическая зона, исключительная зона рыболовства. Выход к морю: преимущества
географического положения. Территориальные споры: исторические и географические
причины.
ТЕМА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ РЕГИОНОВ МИРА
Этапы формирования политической карты мира. Великие географические открытия.
Колониальные империи и их распад. Колонизация и деколонизация. Последние изменения
на политической карте мира.
ТЕМА 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОПОЛИТИКА
Основные положения традиционных геополитических теорий. Основные понятия
геополитики. Германская школа геополитики (Ф. Ратцель). Концепция географического
предназначения Германии. Геополитические теории К. Хаусхофера как идейная база
немецкой экспансии первой половины ХХ в.
Принципы современных геополитических моделей. Геополитическая модель мира С.
Коэна. Геоэкономическая школа геополитики. Геополитические коды. Концепция мирового
порядка. Евразийство.
Зачет Политическая карта мира: государства и границы
Раздел 2. Географическая картина мира
ТЕМА 1. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Природные условия и природные ресурсы — основа экономического развития.
Классификация природных ресурсов по характеру использования: для промышленности,
для сельского хозяйства и отдыха человека. Понятие о природно-ресурсном потенциале.
Географическое пространство, его основные виды (суша, Мировой океан, воздушное
пространство) и особенности (величина, географическое положение, природное
многообразие, экологическое состояние). Территория как главный ресурс для
экономического развития. Основные направления использования территории: для
проживания людей, для ведения хозяйства, основа географического разделения труда,
сфера геополитических интересов различных стран. Понятие об эффективной территории.
Особенности пространства Мирового океана, его природная специфика, политическое и
экономическое значение. Понятие о ресурсообеспеченности территорий и стран мира.
Взаимодействие общества и природной среды. Влияние природной среды на
антропологические характеристики человека, его образ жизни, хозяйственную деятельность
(в том числе на специализацию хозяйства). История взаимоотношений человека и
природной среды. Постоянное расширение масштабов вторжения человека в природу.
Формирование ноосферы. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.
География природопользования. Развитие человечества как история взаимоотношений
человека и природы. Понятие о природопользовании. Рациональное и нерациональное
природопользование. Типология стран по особенностям природопользования.
Отрицательные последствия нерационального природопользования; истощение многих
видов природных ресурсов и ухудшение их качества. Основные методы рационального
природопользования: экономические, технологические, санитарно-гигиенические.

ТЕМА 2. ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Особенности развития современного мирового хозяйства. Понятие о мировом хозяйстве;
основные этапы его развития. Факторы формирования мирового хозяйства: глобализация,
интернационализация, научно-техническая революция (НТР), социализация. Научнотехнический прогресс и НТР. Научно-технический потенциал и его составляющие.
Глобализация как всемирный процесс; ее проявления в экономической, политической и
социальной сферах жизни современного общества. Мировое хозяйство в эпоху
глобализации; широкое развитие процессов транснационализации и экономической
интеграции. Географические аспекты экономической интеграции и деятельности
транснациональных корпораций (ТНК). Главные интеграционные объединения. Человек в
современном мировом хозяйстве. Факторы размещения хозяйства. Понятия о факторах
размещения производства. Основные факторы размещения хозяйства: территория,
природно-ресурсный потенциал, экономико-географическое положение, трудовые ресурсы,
потребитель, транспорт и связь, научно-технический потенциал; их характеристика.
Изменение роли факторов в процессе исторического развития хозяйства. Типы
промышленных районов: старопромышленные, новые промышленные, районы
концентрации новейших производств. Государственная региональная политика. «Кто есть
кто» в мировой экономике. Страны мира в мировом хозяйстве. Основные экономические
показатели, определяющие место страны: размеры (масштабы), структура, темпы и уровень
развития экономики. Показатели размеров экономики: валовой внутренний продукт (ВВП)
и валовой национальный продукт (ВНП); страны-лидеры по размерам ВВП. Структура
хозяйства и соотношение важнейших сфер экономики (сельского хозяйства,
промышленности и непроизводственной сферы) по занятости населения и стоимости
произведенной продукции. Различия в темпах экономического развития в странах мира на
рубеже XX—XXI вв.; их социально-экономическая обусловленность. Основные показатели,
характеризующие уровень экономического развития страны: ВВП на душу населения,
производительность труда, доля наукоемкой продукции в производстве и экспорте и др.
Мировое аграрное производство. Значение аграрного производства. Страны-лидеры по
производству сельскохозяйственной продукции. Структура производства в мировом
сельском хозяйстве и ее региональные различия. Структура и география мирового
растениеводства; ведущая роль зерновых и технических культур (главные культуры).
География мирового животноводства; особенности размещения скотоводства, свиноводства
и овцеводства. Уровень развития сельского хозяйства и его показатели: производительность
труда, производство продукции в расчете на душу населения и единицу
сельскохозяйственных угодий, уровень механизации и химизации, самообеспеченность
страны продовольствием и др. Горнодобывающая промышленность мира.
Горнодобывающая промышленность в мировом хозяйстве. Структура добычи
минерального сырья; особая роль топлива и металлических руд. Изменения в структуре
производства и географии мировой топливной промышленности. Особенности географии
добычи минерального сырья. Страны-лидеры в добыче полезных ископаемых; главные
горнодобывающие державы. Актуальные проблемы развития горнодобывающей
промышленности мира: ресурсообеспеченность, рациональное использование, резкие
колебания цен на сырье и пр. Обрабатывающая промышленность мира. Роль
обрабатывающей промышленности в мировом хозяйстве. Особенности географии мировой
обрабатывающей промышленности; ведущая роль стран Азии, страны-лидеры.
Прогрессивные сдвиги в структуре обрабатывающей промышленности; ведущая роль
машиностроения и химической промышленности. Структура мирового машиностроения;
особое значение (Япония, Китай, Германия). Степень участия стран в МЭО; различный
уровень открытости их экономики. Понятие о международной конкурентоспособности
стран; факторы, ее определяющие. Основные формы МЭО: международная специализация
и кооперирование производства, внешняя торговля товарами, внешняя торговля услугами
(финансовые отношения, торговля научно-техническими знаниями, международный

туризм, международный рынок рабочей силы). Внешняя торговля товарами. Динамичное
развитие внешней торговли как свидетельство дальнейшей интернационализации
производства. Прогрессивные сдвиги в структуре внешней торговли — постоянное
увеличение доли готовой промышленной продукции и уменьшение доли сырья.
Особенности географии мировой внешней торговли; ведущая роль Европы и Азии и странлидеров (США, Китай и Германия). Главные торговые потоки: внутриевропейская и
внутриазиатская торговля. Баланс (сальдо) внешней торговли; факторы его формирования и
экономическая роль. Уровень развития внешней торговли. Международные финансовые
отношения. Международные финансовые отношения (МФО) как совокупность трех
мировых рынков: валютного, кредитного и инвестиционного. Понятие о валюте; виды
валют: национальная, иностранная, коллективная, резервная. Главная коллективная валюта
— евро и география ее распространения. Доллар США и евро — основные резервные
валюты мира. География мировой валютной торговли. Валютные резервы и золотой запас
стран мира; источники их формирования и экономическая роль. Роль международных
кредитов в развитии экономики; государственное и частное кредитование. Внешняя
задолженность стран мира; причины ее образования и возможности ликвидации. Мировой
рынок инвестиций и его география. Новые мировые финансовые центры и специфика их
деятельности («налоговые гавани» и офшоры). Международный туризм. Экономическая
роль международного туризма. Классификация видов туризма: приморский, морской
круизный, горнолыжный, познавательный, религиозный, паломнический и др.; их
география. Основные туристические потоки: внутриевропейский, американо-европейский.
Регионы и страны-лидеры международного туризма; ведущая роль европейских стран
(Франции, Испании и Италии), а также США и Китая.
ТЕМА 3. НАСЕЛЕНИЕ МИРА
Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения. Динамика
численности населения мира в XX—XXI вв. Типы воспроизводства населения:
традиционный, переходный, современный. Особенности естественного движения населения
в странах трех типов воспроизводства. Концепция демографического перехода и его
социально-экономическая основа. Демографическая политика и ее основные виды:
ограничительная, стимулирующая. Возрастная структура населения различных регионов
мира; «зрелые» и «молодые» регионы. Старение нации и омоложение населения в
возрастной структуре мирового населения. Продолжительность предстоящей жизни
населения и ее региональные различия. Парадокс полового состава мирового населения:
преобладание мужского населения в мире и преобладание женского населения в
большинстве стран мира. Половозрастные пирамиды и их анализ. Географический рисунок
мирового расселения. Географическая история расселения человека по планете. Основные
особенности современного размещения населения. Плотность населения; ареалы
повышенной плотности населения. Три типа размещения населения (городской, сельский,
кочевой), их мировая география. Понятие об урбанизации, ее основные этапы
(формирующаяся, развитая и зрелая урбанизация) и их специфика. Урбанизация в развитых
и развивающихся странах. Миграции населения, их критерии и виды. Внутренние и
внешние, постоянные и временные миграции. Человечество — мозаика рас и народов.
Расовый состав населения мира и его региональные особенности. Понятие об этносе
(народе). Этнические процессы в современном мире: объединение, разъединение,
консолидация. Национальный состав населения мира; одно-, дву- и многонациональные
страны. Классификация народов мира по языковому принципу; основные языковые семьи и
группы и особенности их размещения. Современная география религий. Религия, ее
географические виды: мировые, этнические, традиционные религии. Очаги возникновения
и современная география распространения основных религий. География паломничества к
святым местам. Особенности религиозного состава населения стран мира. Храмовые
сооружения как элемент культурного ландшафта; их основные виды. Уровень и качество

жизни населения. Уровень и качество жизни как основные критерии, определяющие
условия жизни людей. Основные показатели уровня жизни населения: размеры доходов,
размеры производства продукции в расчете на душу населения. Богатые и бедные страны
мира. Уровень бедности, справедливость в распределении доходов населения. Качество
жизни населения и его составляющие: экономическая, экологическая и социальная. Индекс
развития человеческого потенциала как показатель качества жизни населения.
ТЕМА 4. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ГЕОГРАФИЯ ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ.
Мировое хозяйство и основные этапы его развития. НТР и ее роль в становлении мирового
хозяйства. Факторы размещения и территориальная структура мирового хозяйства.
Топливная промышленность и энергетика мира. Мировая металлургия. Машиностроение
мира. Мировая химическая промышленность. Легкая и пищевая промышленность мира.
Сельское хозяйство. Растениеводство мира. Животноводство мира. Сельское хозяйство и
окружающая среда. Мировой транспорт. Мировая торговля и сфера услуг. Международная
специализация и интеграция стран и регионов мира.
Раздел 2. Многоликая планета
ТЕМА 5. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЛИК РЕГИОНОВ И СТРАН МИРА
Общая характеристика регионов и стран мира. Понятие о географическом регионе и
субрегионе. Части света как историко-географические регионы мира; их географическое
наследие и географическая специфика. Географическое наследие как элемент культуры и
цивилизации, оказавший большое влияние на современные географические особенности
региона. Географическая специфика региона как историко-географический анализ
пространственного рисунка размещения населения и хозяйства. Особенности состава
каждого региона мира. Место регионов в современном мире. Политическая карта как
политический портрет мира; ее особенности. Государства и страны на политической карте.
Особенности территории стран: географическое положение, величина, конфигурация.
Государственное устройство стран мира: формы правления (республики и монархии) и
территориально-государственное устройство (унитарные страны и федерации). Специфика
государственного устройства некоторых стран мира: абсолютные и теократические
монархии, страны Содружества и др. Непризнанные государства на карте мира.
Геополитический образ мира. Понятие о геополитике. Составляющие геополитики:
определение сферы геополитических интересов страны, построение системы отношений с
различными странами, разработка методов обеспечения интересов государства. Сферы
геополитических интересов различных стран мира и методы обеспечения геополитических
интересов страны: экономические, политические, военные, культурологические и др.
Геополитическое положение стран мира и его составляющие: экономическая и военная
мощь, ресурсный потенциал и др. Современная геополитическая ситуация в мире.
Политическая география как ветвь географической науки.
ТЕМА 6. ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА
Зарубежная Европа в современном мире. Место зарубежной Европы: небольшая территория
и численность населения, ограниченный природно-ресурсный потенциал, крупный
экономический и военный потенциал, большой геополитический вес. Политическая карта и
изменения на ней во второй половине XX в. Высокая степень заселенности территории.
Старение нации и массовая иммиграция. Зрелая урбанизация; крупнейшие агломерации и
мегалополисы. Однородность этнического и религиозного состава населения большинства
стран. Этнические и конфессиональные проблемы и конфликты. Крупный экономический
потенциал, ведущие позиции в системе международных экономических отношений.
Европа — зона самых активных интеграционных процессов. Влияние интеграции на
географию хозяйства региона. Особенности географического (пространственного) рисунка

европейского хозяйства: высокая степень освоенности территории, единое экономическое
пространство. Современный пространственный рисунок европейского хозяйства;
европейское экономическое ядро, основные экономические ареалы, главная экономическая
ось. Внутренние различия в Европе.
Северная Европа. Норвегия: природная среда в жизни человека. Природные, политические
и социально-экономические различия внутри зарубежной Европы. Географические
субрегионы и их специфика.
Северная Европа: приморское положение; морские, лесные, гидроэнергетические ресурсы;
малая численность населения и высокие стандарты жизни; старые (рыболовство, лесное
хозяйство, судоходство и пр.) и новые (добыча нефти и природного газа, электроника и пр.)
отрасли международной специализации хозяйства. Природные условия и природные
ресурсы как основа зарождения и развития хозяйства Норвегии. Особая роль моря в жизни
норвежцев. Традиционные виды хозяйства: морское и лесное хозяйство, горнометаллургическое производство. Развитие рыболовства, морского транспорта, целлюлознобумажной и алюминиевой промышленности. Нефтяная эпоха в жизни Норвегии; изменения
в структуре хозяйства и новая международная специализация страны; значительное
повышение уровня жизни населения. Особенности размещения населения и хозяйства
страны: особая роль прибрежных районов и столичной агломерации.
Средняя Европа. Германия — «экономический локомотив Европы». Географический облик
Средней Европы: значительная численность населения, массовая иммиграция; крупный
экономический потенциал и ведущая роль стран субрегиона в мировом хозяйстве и
международных экономических отношениях, крупномасштабное развитие всех основных
производств; экологические проблемы. Историко-географические и социальные факторы
превращения Германии в европейского лидера. Длительная политическая раздробленность
Германии; поздняя индустриализация. Раскол и объединение Германии во второй половине
XX в. Географическое положение Германии в Европе: ключевое центральное положение,
высокая степень соседства (большое количество стран-соседей). Ограниченный природноресурсный потенциал страны; значительные ресурсы угля и калийных солей;
благоприятные агроклиматические ресурсы. Крупная численность населения; нулевой
прирост населения и массовая иммиграция. Традиционные трудовые навыки населения.
Возрастающая роль немецкого языка в современном мире. Крупные масштабы и высокий
уровень развития хозяйства страны. Высокая экспортность производства; активное участие
в
системе
международных
экономических
отношений.
Полицентрический
пространственный рисунок немецкого хозяйства и его исторические корни. Ведущая роль
крупнейших промышленно-городских агломераций.
Средняя Европа. Австрия и Швейцария. Сравнение с Германией. Практическая работа по
выявлению своеобразия экономического пути.
Средняя Европа. Многоликая Франция. Особенности географического положения и
природных условий Франции. Многообразие природных ландшафтов страны. Население
Франции: черты сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами. Особая
роль Парижа и столичной агломерации. Национальный состав населения; иммигранты и
национальные меньшинства, особенности их размещения. Значительные масштабы и
высокий уровень развития французского хозяйства. Отрасли международной
специализации: агропромышленный и военно-промышленный комплексы, туризм и др.
Регионы страны: Парижский, Восточный, Лионский, Западный, Юго-Западный,
Средиземноморский; их географический облик.
Средняя Европа. Великобритания: от традиций до современности. Великобритания как
одна из великих держав; ее место в современном мире. Историко-географические
особенности формирования населения (иберийцы, кельты, римляне, англы, саксы).
Национальный состав населения: англичане, шотландцы, валлийцы (уэльсцы), ольстерцы.

Британия — страна традиций; политические традиции, традиционный образ жизни
британцев. Внутренние географические различия. Географический облик районов страны:
Юго-Восток, Юго-Запад, Центральная Англия, Йоркшир и Ланкашир, Северная Англия,
Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия (Ольстер).
Южная Европа. Италия на мировых рынках. Географический облик Южной Европы:
приморское положение; крупные рекреационные ресурсы мирового значения; отрасли
международной
специализации
(туризм,
субтропическое
земледелие,
легкая
промышленность и современные производства). Факторы формирования специализации
хозяйства Италии. Приморское положение страны в Средиземноморском бассейне.
Благоприятные агроклиматические и рекреационные ресурсы. Значительные трудовые
ресурсы. Коренное изменение характера внешних миграций населения во второй половине
XX в.: от эмиграции к иммиграции. Европейская экономическая интеграция и углубление
международной специализации итальянского хозяйства. Особое место Италии на
международных рынках потребительских товаров и туризма. Роль Севера и Юга Италии в
хозяйстве и экспорте страны.
Восточная Европа. Венгрия — страна на перекрестке Европы. Восточная Европа:
значительный ресурсный потенциал; коренные социально-экономические преобразования,
смена модели развития; вступление большинства стран в ЕС и НАТО. Центральное
положение Венгрии на Европейском континенте. Заселение территории финно-угорскими
народами и создание Венгерского государства. Географическое положение и его влияние на
этноконфессиональный состав населения. Современное геополитическое положение
страны: продолжающаяся интеграция в Западную Европу, участие в НАТО, ЕС и
Шенгенском соглашении. Западноевропейская внешнеэкономическая ориентация и
международная специализация; развитие международного туризма (в том числе
транзитного). Влияние географического положения на формирование пространственного
рисунка размещения населения и хозяйства страны. Гипертрофированное развитие
Будапешта; его доминирующая роль в жизни страны.
ТЕМА 7. ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ
Географическое наследие Азии. Древние азиатские цивилизации и их религиозные
основы. Культурные миры зарубежной Азии: индийский, арабско-исламский, китайский и
др. Географическое наследие и традиционные виды аграрного хозяйства: великие речные
цивилизации, поливное и террасное земледелие, хозяйство в оазисах, отгоннопастбищное
скотоводство. Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его
использования. Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и его главные
особенности: огромная величина, большое разнообразие, территориальные сочетания
ресурсов, концентрация в пределах лишь нескольких стран. Минеральные ресурсы
зарубежной Азии, имеющие мировое значение: топливо (нефть, природный газ, уголь),
руды металлов (олово, вольфрам). Прочие виды ресурсов: графит, сурьма. Крупнейшие в
мире земельные ресурсы; высокая доля обрабатываемых, а также неудобных для сельского
хозяйства земель и низкая доля лесов. Специфика агроклиматических ресурсов; малая доля
земель, получающих достаточное количество тепла и влаги. Особенности размещения
лесных, водных и рекреационных ресурсов. Высокая степень территориальной
концентрации природных ресурсов в пределах нескольких ареалов и стран. «Азиатский
тип» населения. Главные особенности населения зарубежной Азии: максимальная
численность, резкие контрасты в размещении, низкий уровень и высокие темпы развития
урбанизации, пестрый состав населения (расовый, этнический, религиозный и др.),
крупнейшие по масштабам миграции. Сохраняющийся максимально высокий абсолютный
прирост населения. Высокая степень концентрации населения всего лишь в нескольких
ареалах (долины больших рек и крупные равнины). Резкие контрасты в плотности
населения между отдельными странами. Азия — «мировая деревня»; невысокая доля

горожан и максимальное число сельских жителей; живучесть сельского образа жизни.
Бурная урбанизация и быстрый рост городов-гигантов и городских агломераций. Пестрый
этнический состав; особенности размещения крупнейших народов. Преобладание
многонациональных стран; однонациональные страны Азии. Преобладание мужского
населения и его причины.
Зарубежная Азия в современном мире. Специфика положения зарубежной Азии в мировом
хозяйстве определяется: огромным ресурсным потенциалом, стабильно высокими темпами
роста экономики, самым большим объемом производства. Противоречивость азиатской
экономики: сочетание традиционного и самого современного производства. Невысокий в
целом уровень развития экономики; сохраняющаяся сырьевая специализация хозяйства
большинства стран; их незрелая территориальная структура хозяйства. Контрасты в уровне
экономического развития отдельных стран региона. Особенности структуры хозяйства.
Место стран региона в системе международных экономических отношений; особая роль во
внешней торговле товарами и на рынке рабочей силы. Модели социально-экономического
развития азиатских стран: японская (восточноазиатская), социалистическая, китайская,
стран — экспортеров нефти.
Юго-Западная Азия. Турция: географическое положение и социально-экономическое
развитие. Географические субрегионы зарубежной Азии и факторы их формирования:
географическое положение, природно-ресурсный потенциал, особенности исторического
развития, социокультурные особенности, стратегия экономического развития. ЮгоЗападная Азия: узловое географическое положение, богатейшие ресурсы нефти и
природного газа, острый и многолетний ближневосточный конфликт, страны — экспортеры
нефти. Турция как новая индустриальная страна. Узловое географическое положение
Турции. Территория страны как сфера геополитических интересов крупных держав.
Формирование турецкого этноса и влияние географического положения. Индустриализация
и превращение Турции в новое индустриальное государство. Место Турции в системе
международных экономических отношений и отрасли ее международной специализации
(эмиграция рабочей силы, подрядные строительные работы, традиционная и современная
промышленная продукция, международный туризм). Структура и размещение сельского
хозяйства и промышленности; место их продукции в экспорте страны. Пространственный
рисунок размещения населения и хозяйства; исторически сложившаяся ведущая роль
западных районов и особенно Стамбула. Развитие международного туризма; главные
туристические центры страны.
Южная Азия. Индия — самая многонациональная страна мира. Южная Азия как
субконтинент, специфика состава стран, особенности природных условий, специфика
многочисленного населения и его низкий уровень жизни, внутри- и межгосударственные
проблемы, и конфликты. Место Индии в современном мире. Особенности географического
положения и его влияние на формирование населения страны. Современный сложный
этнический состав населения; преобладание крупных индоевропейских и дравидийских
народов. Многообразие государственных языков и его причины. Федеративное
территориально-государственное устройство Индии. Религия в жизни индийцев, ее влияние
на воспроизводство и образ жизни населения. Главные религии Индии: индуизм, ислам и
сикхизм. Юго-Восточная Азия. Индонезия — крупнейшая страна-архипелаг. Буферное
географическое положение Юго-Восточной Азии между Восточной и Южной Азией, их
социокультурное и экономическое влияние. Индонезия — страна-архипелаг. Влияние
островного положения на особенности заселения и освоения территории страны.
Уникальность государственного индонезийского языка. Крупнейшая исламская держава
мира. Резкие контрасты в плотности населения. Традиционные виды хозяйства на островах
Индонезии: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и заготовка древесины,
плантационное и нефтяное хозяйство. Индустриализация и развитие современных
промышленных производств в машиностроении и химической промышленности.

Иностранные инвестиции и создание авиационной и автомобильной промышленности, а
также электроники. Развитие туризма. Крайняя неравномерность размещения населения и
хозяйства; ведущая роль острова Ява.
Восточная Азия. Китай: социально-экономическое развитие. Восточная Азия —
крупнейший субрегион, самый мощный ресурсный и экономический потенциал, большой
геополитический вес, традиции буддизма и местных этнических религий. Динамичное
социально-экономическое развитие Китая во второй половине XX и в начале XXI в.
Превращение Китая в «стройку» и «фабрику» мира. Изменения в структуре китайского
хозяйства. Уровень жизни населения. Факторы динамичного развития Китая:
географические, демографические, экономические, политические. Пространственный
рисунок размещения населения и хозяйства страны: ведущая роль восточных районов,
развитие западных территорий. Роль специальных экономических зон. Специальные
административные районы Сянган и Аомэнь.
Восточная Азия. Япония: «экономическое чудо». Развитие хозяйства Японии в первые
послевоенные годы. Составляющие «экономического чуда»: высокие темпы
экономического развития, прогрессивные сдвиги в структуре хозяйства, развитие
наукоемких производств, укрепление позиций в системе международных экономических
отношений. Основные факторы «экономического чуда»: гибкая государственная
экономическая политика, рост производительности труда, высокая квалификация и
традиционное трудолюбие рабочей силы, невысокие военные расходы, благоприятные
внешнеэкономические условия. Смена моделей экономического развития страны.
Приоритетное развитие обрабатывающей промышленности в 50—70-е гг. XX в. Развитие
наукоемких производств и сферы услуг в конце XX в. и развитие высоких технологий и
научно-технического потенциала на рубеже XX и XXI вв. Особенности размещения
населения и хозяйства: ведущая роль Тихоокеанского промышленного пояса, регионы
Японии; доминирующее положение Центра и его трех экономических районов (Канто,
Кинки и Токай).
Восточная Азия. Республика Корея — новая индустриальная страна. Раскол Кореи на два
государства после Второй мировой войны. Различные пути социально-экономического
развития КНДР и Республики Корея. Современная Республика Корея — передовая новая
индустриальная страна; современная структура хозяйства и экспорта. Международная
промышленная
специализация:
автомобильная
промышленность,
судостроение,
электроника и др. Особая роль в хозяйстве главных экономических центров — Сеула и
Пусана. Человеческий потенциал как главный ресурс для развития страны. Особенности
воспроизводства и размещения населения.
Центральная Азия и Закавказье. Становление национальной экономики стран СНГ после
распада СССР, проблемы и перспективы развития.
Казахстан в составе России и СССР. Современное географическое положение республики.
Специфика природно-ресурсного потенциала: сложные условия для развития сельского
хозяйства, богатейшие минеральные ресурсы (топливо, руды металлов, фосфориты).
Контрасты в плотности населения. Многонациональный характер населения; преобладание
казахов и русских. Двуязычие в Казахстане: казахский как государственный язык и русский
— язык межнационального общения. Хозяйство современного Казахстана и три его
главных производства: горнодобывающая и тяжелая промышленность, сельское хозяйство.
Главные виды добываемого минерального сырья: нефть, уголь, железные и другие
металлические руды; география их добычи. Электроэнергетика и металлургия — основа
тяжелой промышленности страны. Специализация сельского хозяйства: производство

зерна, мяса и шерсти. Экономические регионы Казахстана: Запад, Центр, Север, Восток,
Юг; их природно-ресурсный потенциал и специализация хозяйства.
ТЕМА 8. АМЕРИКА
Америка в современном мире. Место Америки в современном мире: крупный ресурсный
и экономический потенциал, наличие двух частей (Англо-Америка и Латинская Америка),
особая роль США в регионе и мире. Особенности формирования и специфика современной
политической карты Америки. Изменение рисунка размещения населения в эпоху
колонизации; резкое усиление роли приморских территорий. Высокий уровень
урбанизации; формирование крупнейших городских агломераций и мегалополисов (в
США). «Старение нации» в Англо-Америке и молодость населения в Латинской Америке.
Особенности структуры и размещения хозяйства стран Америки. Страны-лидеры в
производстве аграрной и промышленной продукции; абсолютное лидерство США (2/3 ВВП
Америки). Особенности размещения хозяйства; особенная роль приморских районов.
Географические типы хозяйства: плантационное хозяйство, горнопромышленные районы,
районы современной обрабатывающей промышленности. Сравнительные масштабы АнглоАмерики и Латинской Америки; их место в системе международных экономических
отношений. Международная специализация хозяйства стран Америки. Развитие
интеграционных процессов в Америке во второй половине XX в. Формирование единого
хозяйственного комплекса США и Канады. Международные (американо-канадские)
производства: сельскохозяйственное машиностроение, автомобильная промышленность,
военное производство; их география. Интеграционное объединение НАФТА
(Североамериканская ассоциация свободной торговли); сравнительные экономические
показатели США, Канады и Мексики. Экономическая интеграция в Латинской Америке и
развитие крупнейшего интеграционного объединения МЕРКОСУР (Южноамериканского
общего рынка); состав его участников. Географическое наследие Америки. Древнейшее
население Америки: индейцы; их языки и традиционные виды хозяйства. Государства
инков, ацтеков и майя. Маисовая (кукурузная) цивилизация. Прочие виды земледелия и
животноводства у индейцев. Специфические виды хозяйства — разведение лам и чинампы
(плавающие участки земли). Население и хозяйство территорий за пределами индейских
государств. Особенности населения и хозяйства Амазонии и Патагонии. Особенности
европейской колонизации Америки; ее основные этапы. ХV—ХVI вв. — эпоха грабежа
захваченных территорий. XVII—XVIII вв. — период становления плантационного
хозяйства; выращивание сахарного тростника, кофе, какао, натурального каучука и пр.;
латифундии — крупные помещичьи хозяйства. XIX в. — активное освоение внутренних
территорий в США и Канаде («внутренняя колонизация»); развитие фермерского сельского
хозяйства в Северной Америке. Различные пути развития Англо-Америки и Латинской
Америки. Англо-Америка: быстрое развитие фермерского товарного хозяйства и бурная
индустриализация. Латинская Америка: сохранение традиционного плантационного
хозяйства и латифундий, развитие горного производства. Население и география культур
Америки. Трудные судьбы индейских народов в эпоху колонизации; вытеснение с лучших
земель и массовое уничтожение. Решение проблемы рабочей силы на американских
плантациях; география работорговли и европейской колонизации, большая пестрота
расового состава населения, становление наций в странах Америки. Понятие о культурногеографическом субрегионе; его основные признаки (расовый, этнический и религиозный
состав населения). Культурно-географические субрегионы современной Америки: Север,
Горный (Андский) пояс, Вест-Индия, «Гвианский треугольник», Юго-Восток, Гренландия.
Северная Америка. Пространственный рисунок хозяйства США. Историкогеографические особенности заселения и освоения территории США. Рост территории
США в XVIII— XIX вв. Промышленный переворот и бурное развитие хозяйства в ХIХ в.
Современная структура американского хозяйства. География сельского хозяйства США;
основные сельскохозяйственные пояса. Горнодобывающая промышленность, ее структура

и размещение. Современная структура и высокий уровень развития обрабатывающей
промышленности; особенности размещения в пределах главных районов (Промышленный
пояс, Юго-Восток, Юг и Тихоокеанское побережье). Машиностроение и химическая
промышленность — ведущие отрасли американской индустрии. Развитие электроники в
Силиконовой долине в Калифорнии. География транспорта и сферы услуг. Соотношение
сил трех районов США: Севера, Юга и Запада; ведущая роль Севера и увеличение роли в
хозяйстве Юга и Запада.
Индустриализация в Латинской Америке. Индустриализация в странах Латинской
Америки во второй половине XX в. Модели индустриализации — импортозамещающая и
экспортно-ориентированная; их главные особенности. Причины смены моделей развития;
преимущества экспортной ориентации. «Отверточное» (сборочное) производство в
приграничных с США районах Мексики. Структура и размещение хозяйства стран
Латинской Америки в условиях индустриализации. Модернизация структуры
промышленности; приоритетное развитие машиностроения и химических производств.
Высокая степень концентрации промышленности в главных индустриальных центрах
региона.
Бразилия — латиноамериканский гигант. Бразилия — крупнейшая страна Латинской
Америки и одна из крупнейших стран мира. Большая величина и разнообразие природноресурсного потенциала Бразилии. Главные виды природных ресурсов страны:
минеральные, лесные, водные и др. Специфика населения страны: большая величина,
значительный абсолютный прирост, распространение католицизма и португальского языка
(Бразилия — крупнейшая католическая держава мира и крупнейшая португалоговорящая 28
страна). Индустриализация и развитие современных производств; превращение Бразилии в
новую индустриальную страну. Старые и новые отрасли международной специализации
страны: экспортное значение сельского хозяйства, машиностроения (автомобильной и
авиационной промышленности, электроники). Резкие контрасты в размещении населения и
хозяйства страны. Экономические районы Бразилии: Юго-Восток, Юг, Северо-Восток,
Центрально-Западный, Север; их географический облик. Доминирующая роль ЮгоВостока; «индустриальный треугольник» Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Белу-Оризонти.
Амазония — зона нового освоения; ее экологические проблемы.
Мезоамерика — территория на стыке двух Америк. Географическое положение и состав
Мезоамерики (Мексика, Центральная Америка, Вест-Индия). Природные и исторические
факторы формирования населения и хозяйства Центральной Америки и Вест-Индии.
Европейская колонизация и коренное изменение населения. Традиционное плантационное
хозяйство: выращивание сахарного тростника, бананов, цитрусовых и пр. Новые виды
хозяйства:
горнодобывающая,
обрабатывающая
и
нефтеперерабатывающая
промышленность, международный туризм, финансовая деятельность, флот «удобного
флага». Узкая экономическая специализация малых островных стран. Развитие транзитной
экономики, выполняющей посреднические функции и имеющей некоторые стадии
промышленного производства (в основном изготовление деталей и сборку).
ТЕМА 9. АФРИКА
Африка в современном мире. Место Африки в современном мире: крупный природноресурсный потенциал, значительное и очень быстро растущее население, малые размеры
экономики, очень низкий уровень социально-экономического развития, нестабильная
политическая обстановка. Разнообразие природных ресурсов и их крайне неравномерное
размещение. Важнейшие виды минеральных ресурсов: хромиты, фосфориты, марганец,
уран, медь, бокситы. Лесные и водные ресурсы; возможности и проблемы их
использования. Специфика населения: традиционный тип воспроизводства, крайняя
неравномерность размещения, преобладание сельского населения и формирующаяся
урбанизация, сложный этнический и религиозный состав, очень низкий уровень жизни
большинства населения. Отсталая структура экономики, в которой велика доля сельского

хозяйства и добывающих производств. Потребительское и товарное сельское хозяйство;
главные культуры. Место Африки в системе международных экономических отношений;
отрасли международной специализации хозяйства. Географическое наследие Африки.
Основные ранние миграционные потоки в Африке; переселение народов банту и арабов.
Традиционные виды хозяйства; их развитие в гармонии с природой. Особенности
традиционного африканского общества, базирующегося на тесной общности людей;
отношения в африканской семье. Поздняя и быстрая колонизация Африки на рубеже XIX—
ХХ вв.; раздел территории между крупными европейскими державами. Противоречивое
наследие колониализма; его положительные и отрицательные последствия. Географическая
специфика Африки. Африканские ландшафты; двойственность (дуализм) территории:
засушливые земли и переувлажненные леса. Процессы опустынивания и их последствия.
Особенности размещения минеральных ресурсов; главные ареалы их концентрации.
География расселения главных африканских этносов. Национальный состав населения;
официальные языки в африканских странах. Религиозный состав населения; преобладание
христианства и ислама. Пространственный рисунок размещения хозяйства, его очаговый
характер. Главные районы концентрации промышленности. Колониальный рисунок
транспортной сети. Формирующаяся урбанизация и гипертрофированное развитие главного
города (как правило, столицы). Новые африканские столицы и причины их создания.
Географические субрегионы Африки. ЮАР — крупнейшая экономическая держава
континента.
Географические субрегионы: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная
Африка; их особенности. Ведущая роль Южной Африки (ЮАР) в экономике Африки (в
первую очередь в промышленности). Страна переселенческого капитализма; малые
масштабы европейской иммиграции. Расовый и этнический состав населения. Система
апартеида и борьба коренного африканского большинства за равноправие. Официальные
языки страны. Неравномерность размещения населения и ее причины.
ЮАР — «страна четырех столиц». Минеральные ресурсы как важнейший фактор
экономического развития страны; их главные виды и размещение. Особая роль руд
драгоценных (платина, золото), черных (железная руда) и легирующих (ванадий, хром,
титан) металлов, а также алмазов. Сельское хозяйство страны, его специализация,
экспортное значение. Ведущая роль в экономике страны небольшой провинции Готенг,
промышленного района Витватерсранд, главных экономических центров Йоханнесбурга и
Претории.
ТЕМА 10. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
Австралия и Океания в современном мире. Заселение Австралии и Океании выходцами из
Юго-Восточной Азии. Коренные жители: аборигены Австралии, тасманийцы и жители
Океании; их образ жизни. Европейская колонизация в XVIII—XIX вв. Австралия и Новая
Зеландия — страны переселенческого капитализма. Этапы хозяйственного развития
Австралии: XVIII в. — место ссылки; XIX в. — развитие овцеводства и мясо-молочного
скотоводства, зернового хозяйства, «золотая лихорадка»; XX в. — развитие добывающей и
обрабатывающей промышленности. Экономическое развитие стран Океании; высокий
уровень развития Новой Зеландии. Специализация хозяйства малых островных стран
Океании; большое значение культуры кокосовой пальмы.
Географическая специфика Австралии и Океании. Особенность географического
положения региона — периферия Южного полушария. Уникальный состав региона: странаматерик и мир многочисленных островов Океании. Состав Океании и географические
особенности Меланезии, Полинезии и Микронезии. Специфика географического
положения и природных условий Австралии. Географические особенности заселения и
освоения; современный характер размещения населения.
Географические регионы Австралии; специализация их хозяйства; особая роль ЮгоВостока.

ТЕМА 11. РОССИЯ
Геополитическое положение России. Россия — евразийская держава. Геополитическое
положение. Важнейшие сферы геополитических интересов России. Ресурсный потенциал
России. Особенности природно-ресурсного потенциала и трудовых ресурсов. Россия в
мировой экономике. Масштабы и уровень развития российского хозяйства. Место России в
системе международных экономических отношений. Структура и география внешней
торговли России. Конкурентные преимущества и недостатки российского хозяйства. Россия
и мир в начале XXI века.
ТЕМА 12. НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.
Экологическая проблема в фокусе современного мирового развития. Понятие о глобальных
проблемах. Классификация глобальных проблем современности: политические,
экономические, социальные. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных
проблем. Возникновение и суть сырьевых проблем. Экологические проблемы — самые
актуальные проблемы современности; экологический кризис. Главные факторы
возникновения экологических проблем. Пути решения экологических и сырьевых проблем:
экстенсивный, интенсивный; их особенности. Экологическая ситуация в различных
регионах и странах мира: доля нарушенных ландшафтов, уровень загрязнения атмосферы и
пр. Концепция устойчивого развития.
Проблема демилитаризации и сохранения мира. Неизбежны ли войны? Понятие о
милитаризации; ее противоречивое влияние на общество. Военно-промышленный комплекс
(ВПК), его структура и место в экономике. Возможные пути демилитаризации
общественной жизни; роль конверсии. Проблемы сохранения мира и пути создания
стабильной политической обстановки. Миротворческая деятельность международных
организаций и крупных государств; роль России как миротворца.
Глобальная продовольственная проблема. Можно ли накормить всех людей: ресурсы
продовольствия на планете. Основные виды продовольствия: естественное,
культивируемое, промышленное. Главные виды продуктов: зерно, картофель, рыба, мясо,
молоко и пр. Причины возникновения продовольственной проблемы. География сытости и
голода в современном мире; калорийность питания в странах мира. Районы с самой острой
продовольственной ситуацией: Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия, а также Африка.
Пути решения продовольственной проблемы; как увеличить производство продовольствия.
Зачет Политическая карта мира: государства и границы
1.Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической
карты мира.
2. Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными
видами ресурсов.
3. Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
4. Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
5. Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической
и тематических карт мира.
6. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
7. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей
промышленности.
8. Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям
мира.
9. Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом
разделении труда.
10. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов
Европы.
11. Анализ международных экономических связей страны. (на выбор)
12. Характеристика экономико-географического положения стран Америки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс (2 часа в неделю)
№
п/п

Тема

Количест
во часов
2

Введение
1

2

6

Политическая карта мира: государства и границы.
Объекты политической карты мира.
Территория и границы государств.
Формирование политической карты регионов мира.
Политическая география и геополитика.
Географическая картина мира.
Природа и человек в современном мире.
Население мира.
География мирового хозяйства.
Резервное время

6, из них
1
1
2
2
58
16
16
26
2
68

Всего
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс (3 часа в неделю)
№
п/п
1

2
3

Тема
Регионы и страны.

Количест
во часов
94, из них

Географический облик регионов и стран мира.

6

Зарубежная Европа.

27

Зарубежная Азия.

21

Америка.

27

Австралия и Океания.

4

Африка.

9

Россия.
Насущные проблемы человечества.
Глобальные проблемы современности.

2
6

102
Всего

Критерии оценивания результатов обучения
1. Контурные карты и правила их оформления:
Элемент 1 - Наличие названия карты и точной формулировки задания (за рамкой карты),
соответствующая выполненной работе легенда карты
Элемент 2 - Графика и аккуратность при оформлении работ

Элемент 3 - Правильность выполнения задания (отсутствие ошибок), выполнение
полностью всего объема задания.
Отсутствие любого из указанных элементов
снижает оценку от максимального значения на 1 балл.
2. Устный ответ:
«5» баллов
Элемент 1- речь связная, монологичная, прослеживается план рассказа
Элемент 2 - рассказ самостоятельно иллюстрируется примерами на карте или другим
пособиям
Элемент 3 - в речи самостоятельно используются специальные термины
Элемент 4 - рассказ не содержит ошибок, недоговорок, неточностей
«4» балла
допускаются небольшие и несущественные отклонения от требований помещенных
выше.
«3» балла
Элемент 1 - речь связная, однако, требуется помощь учителя при определении плана
рассказа, отмечается некоторая разбросанность
Элемент 2 - рассказ иллюстрируется примерами на карте или других пособиях по просьбе
учителя или по наводящим вопросам
Элемент 3 - по наводящим вопросам можно выяснить понимание учеником специальных
терминов
Элемент 4 - рассказ в основном соответствует минимальным требованиям программы
«2» балла отсутствует.

ответ не соответствует всем приведенным выше требованиям или ответ

3. Письменная практическая работа:
«5» баллов
Элемент 1- работа завершена в полном объеме и содержит оформленные в предложения
рассуждения и выводы, прослеживается план, соответствующий рабочей инструкции
Элемент 2 - работа самостоятельно иллюстрируется примерами с карты или других
пособий
Элемент 3 - в работе самостоятельно и безошибочно используются специальные термины
Элемент 4 - работа не содержит ошибок, неточностей, в географических названиях
отсутствуют грамматические ошибки.
«4» балла - допускаются небольшие и несущественные отклонения от требований
помещенных выше.
«3» балла
Элемент 1 работа не завершена и (или) содержит односложные ответы, не
сформулированные в связный рассказ, отмечается некоторая разбросанность и отступления
от рабочей инструкции
Элемент 2 - работа основана только на цитировании текста учебника и не опирается на
материал карт и иных пособий
Элемент 3 - в работе не употребляются специальные термины, либо в их написании
обнаруживаются грамматические ошибки

Элемент 4 - содержание работы в основном соответствует минимальным требованиям
программы и не противоречит здравому смыслу и общекультурной информации
«2» балла - работа выполнена с содержательными ошибками, не соответствует всем
приведенным
выше требованиям или отсутствует.
4. Критерии оценивания схемы, таблицы, кластера, интеллект-карты
Задание базового уровня сложности
Характеристики
Содержание графической формы полностью соответствует заданию, есть
внутренняя логика, фактические ошибки отсутствуют
Содержание графической формы полностью соответствует заданию, есть
внутренняя логика, есть неточности
Содержание графической формы в целом соответствует заданию, есть
внутренняя логика, есть отдельные ошибки
Содержание графической формы частично соответствует заданию, внутренняя
логика прослеживается не полностью, есть серьёзные ошибки
Содержание графической формы частично соответствует заданию, внутренняя
логика нарушена, есть серьёзные ошибки
Содержание графической формы не соответствует заданию или форма
отсутствует
Задание повышенного уровня сложности
Характеристики
Содержание графической формы полностью соответствует заданию, есть
внутренняя логика, фактические ошибки отсутствуют
Содержание графической формы полностью соответствует заданию, есть
внутренняя логика, есть неточности
Содержание графической формы в целом соответствует заданию, есть
внутренняя логика, есть отдельные ошибки
Содержание графической формы частично соответствует заданию, внутренняя
логика прослеживается не полностью, есть серьёзные ошибки
Содержание графической формы частично соответствует заданию, внутренняя
логика нарушена, есть серьёзные ошибки
Содержание графической формы не соответствует заданию или форма
отсутствует
Задание высокого уровня сложности
Характеристики
Содержание графической формы полностью соответствует заданию, есть
внутренняя логика, фактические ошибки отсутствуют
Содержание графической формы полностью соответствует заданию, есть
внутренняя логика, есть неточности
Содержание графической формы в целом соответствует заданию, есть
внутренняя логика, есть отдельные ошибки
Содержание графической формы частично соответствует заданию, внутренняя
логика прослеживается не полностью, есть серьёзные ошибки
Содержание графической формы частично соответствует заданию, внутренняя
логика нарушена, есть серьёзные ошибки
Содержание графической формы не соответствует заданию или форма
отсутствует

Баллы
5
4
3
2
1
0

Баллы
6–7
4–5
3–4
2
1
0

Баллы
9 – 10
7–8
5–6
3–4
1–2
0

Критерии оценивания диагностических работ
Изучение каждого раздела курса завершается диагностической работой, за которую
выставляется отметка по 5-балльной шкале:
«5» - от 81 до 100% правильного выполнения заданий
«4» - от 61 до 80% правильного выполнения заданий
«3» - от 35 до 60% правильного выполнения заданий
«2» - от 0 до 34% правильного выполнения заданий

Если ученик весь указанный период Возмож
систематически:
ная
оценка
(любой предыдущий входит в
за
состав последующего)
четвер
ть
и
год

Называть и показывать Проявляет умения только на данном 3
уровне

Приводить примеры
Проявляет умения только на данном 3-4
уровне

Определять и измерять Свободно или с поддержкой учителя
3 -4

Описывать
Свободно, с помощью плана
4
Уровни обученности



Объяснять

Оценивать,
прогнозировать,
формулировать
предвидеть


Свободно, на основе анализа карт и (или) 4-5
статистики
Свободно,
подбирая
самостоятельно 5
аргументы и примеры для иллюстрации
гипотезы, своих мыслей


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».