Рабочая программа информатика 10-11 класс

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих документов:





Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утверждённый приказом МОН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897
Рабочей программы по учебным предметам. Программа разработана на основе: Бутягина
К.Л. Информатика. 10–11 классы. Примерные рабочие программы, Москва, Бином,
лаборатория знаний, 2017.
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением ФУМО по ОО от 08.04.2015 г., протокол № 1/15
Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ гимназия №
37, утверждённая приказом директора от 01.09.2015 № 250-О

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:



Информатика. Учебник для 10 класса. Базовый уровень. Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Москва, Бином, лаборатория знаний, 2016
Информатика. Учебник для 11 класса. Базовый уровень. Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Москва, Бином, лаборатория знаний, 2016


Изучение учебного курса информатики среднего общего образования должно обеспечить:
•
сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных
технологий в современном обществе;
•

сформированность основ логического и алгоритмического мышления;

•
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их
связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на
достоверность и обобщать информацию;
•
сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в
обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического,
природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных
технологий;
•
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание
ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем,
распространение информации.
•
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно-исследовательской и
творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию.

Общая характеристика учебного предмета:
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их
автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и
использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой,
физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного
мировоззрения.

2

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей,
причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие
предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные
обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного
процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях,
становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на
формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода
становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных
результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными
результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость
окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования,
обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых
технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро
наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления,
формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их
ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на
изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры,
развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный
потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики,
который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение
информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе
учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального
образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью,
достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они
закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении
всех предметов. Курс информатики средней школы, опирается на опыт постоянного применения
ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение
этого опыта.
Рабочая программа рассчитана на : 10-11 класс - 1 час в неделю, 35 часов в год;
Всего: 70 часов
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения и обучения в сотрудничестве,
развития исследовательских навыков, здоровье-сбережение и ИКТ, развитие критического
мышления,самопроверки и самокоррекции, индивидуальные и групповые проекты, составления
алгоритма выполнения задания и развитие логического мышления.
Цели изучения учебного предмета
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются:




формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной
практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли
информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в
условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как
необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном
обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на

3





более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее;
определять шаги для достижения результата и т. д.;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков
работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых
средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом
правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению
образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с
применением средств информационных технологий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Информатика»
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
•
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание,
экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к
осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
•
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их
использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и
осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение
навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
•
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета
умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания
в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
К личностным результатам, на становление которых оказывает влияние изучение курса
информатики, можно отнести:
– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и
компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм;

4

– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного
сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность
к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
На становление данной группы универсальных учебных действий традиционно более всего
ориентирован раздел курса «Алгоритмы и элементы программирования». А именно, выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что
цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения
поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
На формирование, развитие и совершенствование группы познавательных универсальных учебных
действий более всего ориентированы такие тематические разделы курса как «Информация и
информационные процессы», «Современные технологии создания и обработки информационных
объектов», «Информационное моделирование», «Обработка информации в электронных таблицах», а

5

также «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики». При работе с
соответствующими материалами курса выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия.
При изучении разделов «Информация и информационные процессы», «Сетевые информационные
технологии» и «Основы социальной информатики» происходит становление ряда коммуникативных
универсальных учебных действий. А именно, выпускники могут научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»
На уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО представлены
результаты базового и углубленного уровней изучения учебного предмета «Информатика»;
результаты каждого уровня изучения предмета структурированы по группам «Выпускник
научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Как и в основном
общем образовании,
группа результатов «Выпускник
научится»
представляет
собой результаты, достижение
которых
обеспечивается
учителем
в
отношении всех обучающихся,
выбравших
данный уровень обучения.
Группа
результатов «Выпускник
получит возможность
научиться» обеспечивается
учителем в отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся,
выбравших данный уровень обучения.
Принципиальным
отличием результатов базового уровня от результатов углубленного
уровня является их целевая направленность. Результаты базового уровня ориентированы на общую
функциональную
грамотность,
получение
компетентностей для повседневной жизни и общего
развития. Результаты углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для
последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в смежных
с ней областях.
При этом примерные программы
всех учебных предметов построены таким образом,

6

что предметные
результаты базового
уровня,
относящиеся
к разделу
«Выпускник
получит
возможность
научиться»,
соответствуют
предметным
результатам
раздела
«Выпускник
научится» на углубленном уровне.
Эта логика сохранена и в программе. В целом, предлагаемое к изучению содержание в полной
мере ориентировано
на формирование
предметных
результатов группы «Выпускник
научится» базового уровня, а также многих результатов группы «Выпускник научится» углубленного
изучения информатики.

Универсальные учебные действия

Классы

Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности:
10-11
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
10-11
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
10-11
существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе 10-11
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и 10-11
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
10-11
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия
для выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая
и обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и 10-11
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;

7

 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную 10-11
траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
10-11
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик
продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения:

10-11

10-11

10-11

10-11

10-11

10-11

 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
 анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
10-11
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную 10-11
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
10 - 11
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;

8

 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи
или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
7–9
деятельности;
 демонстрировать
приемы
регуляции
психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений
утомления),
эффекта
активизации
(повышения
психофизиологической
реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные
быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять
с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач:

10 - 11

10 - 11

10 - 11

10 - 11

10 - 11

10 - 11

10 - 11

10 - 11

9

 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и
наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому
применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной
проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.
Смысловое чтение:

10 - 11

10 - 11

10 - 11

10 - 11

10 - 11

 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями 10 - 11
своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно10 - 11
популярный, информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в 10 - 11
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации:
10 - 11
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых 10 - 11
организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора
на действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах
10 - 11
по защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и

10

других поисковых систем:

10 - 11

 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
10 - 11
словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в
его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали
или препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою
мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью:

10 - 11
10 - 11
10 - 11
10 - 11

10 - 11
10 - 11

10 - 11

10 - 11

 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать 10 - 11
речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
10 - 11

11

 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать
его.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ):

10 - 11

10 - 11
10 - 11

10 - 11

10 - 11
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель
для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в 10 - 11
соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных 10 - 11
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
10 - 11
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.

Предметные результаты:
Выпускник научится

Классы Выпускник получит возможность Классы
научиться
-соблюдать правила безопасности и 10
9
 Информация и
информационные
охраны труда при работе с учебным
процессы
оборудованием;
Выпускник
на
базовом
уровне получит
Овладеет следующими понятиями:
Информация и информационные
процессы
§ 1. Информация. Информационная
грамотность и информационная
культура
1.Информация, её свойства и виды
2.Информационная культура и
информационная грамотность
3.Этапы работы с информацией

10

возможность научиться:
– использовать знания о месте
информатики в современной научной
картине мира;
–
строить неравномерные коды,
допускающие
однозначное
декодирование сообщений, используя
условие Фано.
– использовать знания о кодах, которые
позволяют обнаруживать ошибки при

12

4.Некоторые приёмы работы с текстовой
информацией
§ 2. Подходы к измерению информации
1.Содержательный подход к измерению
информации
2.Алфавитный подход к измерению
информации
3.Единицы измерения информации
§ 3. Информационные связи в системах
различной природы
1.Системы
2.Информационные связи в системах
3.Системы управления
§ 4. Обработка информации
1.Задачи обработки информации
2.Кодирование информации
3.Поиск информации
§ 5. Передача и хранение информации
1.Передача информации
2.Хранение информации
Представление информации в
компьютере
§ 14. Кодирование текстовой
информации
1.Кодировка АSCII и её расширения
2.Стандарт UNICODE
3.Информационный объём текстового
сообщения
§ 15. Кодирование графической
информации
1.Общие подходы к кодированию
графической информации
2.О векторной и растровой графике
3.Кодирование цвета
4.Цветовая модель RGB
5.Цветовая модель HSB
6.Цветовая модель CMYK
§ 16. Кодирование звуковой
информации
1.Звук и его характеристики
2.Понятие звукозаписи
3.Оцифровка звука

10

10

10

10

Математические основы информатики
. Информация и информационные
процессы
§ 4. Обработка информации
4.2. Кодирование информации
Глава 3. Представление информации в
компьютере
§ 10. Представление чисел в
позиционных системах счисления
1.Общие сведения о системах счисления
2.Позиционные системы счисления
3.Перевод чисел из q-ичной в

10

передаче
данных,
а
также
о
помехоустойчивых кодах.
 Компьютер и его
программное
обеспечение
Выпускник на базовом уровне научится:
– аргументировать выбор программного
обеспечения и технических средств
ИКТ для решения профессиональных и
учебных задач, используя знания о
принципах построения персонального
компьютера и классификации его
программного обеспечения;
– применять антивирусные программы
для обеспечения стабильной работы
технических средств ИКТ;
– использовать готовые прикладные
компьютерные
программы
в
соответствии с типом решаемых задач и
по выбранной специализации;
– соблюдать санитарно-гигиенические
требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами
действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
–
классифицировать
программное
обеспечение в соответствии с кругом
выполняемых задач;
– понимать основные принципы
устройства современного компьютера и
мобильных электронных устройств;
– использовать правила безопасной и
экономичной работы с компьютерами и
мобильными устройствами;
– понимать принцип управления
робототехническим устройством;
– осознанно подходить к выбору ИКТ средств для своих учебных и иных
целей;
–
диагностировать
состояние
персонального
компьютера
или
мобильных устройств на предмет их
заражения компьютерным вирусом;
– использовать сведения об истории и
тенденциях развития компьютерных
технологий;
познакомиться
с
принципами работы распределенных
вычислительных систем и параллельной
обработкой данных;
– узнать о том, какие задачи решаются с
помощью суперкомпьютеров; узнать,
какие
существуют
физические
ограничения
для
характеристик
компьютера.
 Представление
информации в

13

десятичную систему счисления
§ 11. Перевод чисел из одной
позиционной системы счисления в
другую
5.Перевод целого десятичного числа в
систему счисления с основанием q
6.Перевод целого десятичного числа в
двоичную систему счисления
7.Перевод целого числа из системы
счисления с основанием p в систему
счисления с основанием q
8.Перевод конечной десятичной дроби в
систему счисления с основанием q
9.«Быстрый» перевод чисел в
компьютерных системах счисления
§ 12. Арифметические операции в
позиционных системах счисления
1.Сложение чисел в системе счисления с
основанием q
2.Вычитание чисел в системе счисления
с основанием q
3.Умножение чисел в системе счисления
с основанием q
4.Деление чисел в системе счисления с
основанием q
5.Двоичная арифметика
§ 13. Представление чисел в компьютере
1.Представление целых чисел
2.Представление вещественных

10

10

10



10

Глава 4. Элементы теории множеств и
10
алгебры логики
§ 17. Некоторые сведения из теории
множеств
1.Понятие множества
2.Операции над множествами
3.Мощность множества
§ 18. Алгебра логики
1.Логические
высказывания
и
переменные
2.Логические операции
3.Логические выражения
4. Предикаты и их множества
истинности
10
§ 19. Таблицы истинности
1.Построение таблиц истинности
2.Анализ таблиц истинности
§20.Преобразование
логических
выражений
10
1.Основные законы алгебры логики
2.Логические функции
3.Составление логического выражения
по таблице истинности и его упрощение
§ 21. Элементы схем
Логические схемы.
1.Логические элементы

техники.

компьютере
Выпускник на базовом уровне научится:
– переводить заданное натуральное
число
из
двоичной
записи
в
восьмеричную и шестнадцатеричную, и
обратно; сравнивать числа, записанные
в
двоичной,
восьмеричной
и
шестнадцатеричной
системах
счисления;
– определять информационный объём
графических и звуковых данных при
заданных условиях дискретизации
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
–научиться складывать и вычитать
числа,
записанные
в
двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления;
–использовать знания о дискретизации
данных в научных исследования наук и
технике.
Элементы теории
множеств и алгебры
логики
Выпускник на базовом уровне научится:
– строить логической выражение по
заданной таблице истинности; решать
несложные логические уравнения.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
–
выполнять
эквивалентные
преобразования логических выражений,
используя законы алгебры логики, в том
числе и при составлении поисковых
запросов.
 Современные
технологии создания и
обработки
информационных
объектов
Выпускник на базовом уровне
научится:
– создавать структурированные
текстовые документы и
демонстрационные материалы с
использованием современных
программных средств.
Обработка информации в
электронных таблицах
Выпускник на базовом уровне
научится:
– использовать электронные
таблицы для выполнения учебных
заданий из различных предметных

14

2.Сумматор
3.Триггер
§ 22. Логические задачи и способы их
решения
1.Метод рассуждений
10
2.Задачи о рыцарях и лжецах
3.Задачи на сопоставление. Табличный
метод
4.Использование таблиц истинности для
решения логичеких задач
5.Решение логических задач путём
упрощения логических выражений
Информационное моделирование
§ 10. Модели и моделирование
11
3. Графы, деревья и таблицы
§ 11. Моделирование на графах
1. Алгоритмы нахождения кратчайших
путей
Алгоритмы и элементы
программирования
§ 5. Основные сведения об алгоритмах
11
1. Понятие алгоритма. Свойства
алгоритма
2. Способы записи алгоритма
§ 6. Алгоритмические структуры
1. Последовательная
11
алгоритмическая конструкция
2. Ветвящаяся алгоритмическая
конструкция
3.
Циклическая алгоритмическая
конструкция
Алгоритмы и элементы
программирования
§ 7. Запись алгоритмов на языках
программирования
1. Структурная организация данных
2. Некоторые сведения о языке
программирования Pascal
§ 8. Структурированные типы данных.
Массивы
1. Общие сведения об одномерных
массивах
Задачи поиска элемента с заданными
свойствами
3. Проверка соответствия элементов
массива некоторому условию
4. Удаление и вставка элементов
массива
5. Перестановка всех элементов массива
в обратном порядке
6. Сортировка массива
§ 9. Структурное программирование
1. Общее представление о структурном
программировании

11

11

11

областей;
– представлять результаты
математического моделирования в
наглядном виде, готовить полученные
данные для публикации.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
– планировать и выполнять небольшие
исследовательские проекты с помощью
компьютеров; использовать средства
ИКТ для статистической обработки
результатов экспериментов;
– разрабатывать
и использовать
компьютерно-математические модели;
оценивать числовые параметры
моделируемых объектов
и процессов; интерпретировать
результаты, получаемые в ходе
моделирования реальных
процессов; анализировать готовые
модели на предмет соответствия
реальному объекту или процессу.
Алгоритмы и элементы
программирования
Выпускник на базовом уровне
научится:
– определять результат выполнения
алгоритма при заданных исходных
данных;
–
узнавать изученные алгоритмы
обработки
чисел
и
числовых
последовательностей; создавать на их
основе
несложные
программы
анализаданных;
– читать и понимать несложные
программы, написанные на выбраном
для изучения универсальном
алгоритмическом языке высокого
уровня;
– выполнять пошагово (с
использованием компьютера или
вручную) несложные алгоритмы
управления исполнителями и
анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом
языке программы для решения
типовых задач базового уровня из
различных предметных областей с
использованием основных
алгоритмических конструкций;
– понимать и использовать
основные понятия, связанные со
сложностью вычислений (время работы,
размер используемой памяти).
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:

15

2. Вспомогательный алгоритм
3. Рекурсивные алгоритмы
4. Запись вспомогательных алгоритмов
на языке программирования
Алгоритмы и элементы
программирования
§ 5. Основные сведения об алгоритмах
3. Понятие сложности алгоритма
§ 7. Запись алгоритмов на языках
программирования
3. Анализ программ с помощью
трассировочных таблиц
4. Другие приёмы анализа программ
Информационное моделирование
§ 10. Модели и моделирование
1. Общие сведения о моделировании
2. Компьютерное моделирование
Компьютер и его программное
обеспечение
§ 6. История развития вычислительной
техники
1.Этапы информационных
преобразований в обществе
2.История развития устройств для
вычислений
3.Поколения ЭВМ
§7. Основополагающие принципы
устройства ЭВМ
1.Принципы Неймана-Лебедева
2.Архитектура персонального
компьютера
3.Перспективные направления развития
компьютеров
§ 8. Программное обеспечение
компьютера
1.Структура программного обеспечения
2.Системное программное обеспечение
3.Системы программирования
4.Прикладное программное обеспечение
§ 9. Файловая система компьютера
1.Файлы и каталоги
2.Функции файловой системы
3.Файловые структуры
. Сетевые информационные технологии
§ 14. Основы построения компьютерных
сетей
1. Компьютерные сети и их
классификация
2. Аппаратное и программное
обеспечение компьютерных сетей
3. Работа в локальной сети
4. Как устроен Интернет
5. История появления и развития
компьютерных сетей
§ 15. Службы Интернета
1. Информационные службы

11

11
11

– использовать знания о
постановках задач поиска и
сортировки, их роли при решении задач
анализа данных;
– получать представление о
существовании
различных
алгоритмов для решения одной задачи,
сравнивать эти алгоритмы с точки
зрения времени их работы и
используемой памяти;
–
применять
навыки и опыт
разработки программ
в выбранной
среде программирования,
включая
тестирование и отладку программ;
– использовать основные
управляющие
конструкции
последовательного программирования и
библиотеки прикладных программ;
Информационное моделирование

10

11

Выпускник на базовом уровне
научится:
– находить оптимальный путь во
взвешенном графе;
–
использовать
компьютерноматематические модели для анализа
соответствующих
объектов
и
процессов, в том числе оценивать
числовые параметры моделируемых
объектов
и процессов,
а также
интерпретировать
результаты,
получаемые в ходе моделирования
реальных процессов;
– использовать табличные
(реляционные) базы данных, в
частности, составлять запросы в
базах данных (в том числе,
вычисляемые запросы), выполнять
сортировку и поиск записей в БД;
– описывать базы данных и
средства доступа к ним; наполнять
разработанную базу данных.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
– использовать знания о графах,
деревьях и списках при описании
реальных объектов и процессов;
– применять базы данных и
справочные системы при решении
задач, возникающих в ходе учебной
деятельности и вне её;
– создавать учебные многотабличные
базы данных
Сетевые информационные

16

2. Коммуникационные службы
Сетевой этикет
§ 16. Интернет как глобальная
информационная система
1. Всемирная паутина
2. Поиск информации в сети Интернет
11
3. О достоверности информации,
представленной на веб-ресурсах
Основы социальной информатики
§ 17. Информационное общество
1. Понятие информационного общества
2. Информационные ресурсы, продукты 11
и услуги
3. Информатизация образования
4. Россия на пути к информационному
обществу
Информационное право и
информационная безопасность
1. Правовое регулирование в области
информационных ресурсов
2. Правовые нормы использования
программного обеспечения
3. О наказаниях за информационные
преступления
4. Информационная безопасность
5. Защита информации

технологии
Выпускник на базовом уровне
научится:
– использовать компьютерные
энциклопедии, словари,
информационные системы в Интернете;
вести поиск в информационных
системах;
– использовать сетевые хранилища
данных и облачные сервисы;
– использовать в повседневной
деятельности информационные
ресурсы интернет-сервисов и
виртуальных пространств
коллективного взаимодействия,
соблюдая авторские права и
руководствуясь правилами сетевого
этикета.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
– использовать компьютерные сети
и определять их роли в
современном мире; узнать базовые
принципы организации и
функционирования компьютерных
сетей, нормы информационной
этики и права;
– анализировать доменные имена
компьютеров и адреса документов в
Интернете;
– понимать общие принципы
разработки и функционирования
интернет- приложений;
– создавать веб-страницы, содержащие
списки, рисунки, гиперссылки,
таблицы, формы; организовывать
личное информационное
пространство;
– критически оценивать
информацию, полученную из сети
Интернет.
Основы социальной информатики
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
– использовать принципы
обеспечения информационной
безопасности, способы и средства
обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ.

17

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Информатика»
Содержание учебного предмета
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире.
Различия в представлении данных, предназначенных для
хранения и обработки в автоматизированных компьютерных
системах, и данных, предназначенных для восприятия
человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации

10 класс
Глава 1. Информация и информационные процессы
§ 1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура
1.Информация, её свойства и виды
2.Информационная культура и информационная грамотность
3.Этапы работы с информацией
4.Некоторые приёмы работы с текстовой информацией
§ 2. Подходы к измерению информации
1.Содержательный подход к измерению информации
2.Алфавитный подход к измерению информации
3.Единицы измерения информации
§ 3. Информационные связи в системах различной природы
1.Системы
2.Информационные связи в системах
3.Системы управления

18

§ 4. Обработка информации
1.Задачи обработки информации
2.Кодирование информации
3.Поиск информации
§ 5. Передача и хранение информации
1.Передача информации
2.Хранение информации
10 класс
Глава 3. Представление информации в компьютере
§ 14. Кодирование текстовой информации
1.Кодировка АSCII и её расширения
2.Стандарт UNICODE
3.Информационный объём текстового сообщения
§ 15. Кодирование графической информации
1.Общие подходы к кодированию графической информации
2.О векторной и растровой графике
3.Кодирование цвета
4.Цветовая модель RGB
5.Цветовая модель HSB

19

6.Цветовая модель CMYK
§ 16. Кодирование звуковой информации
1.Звук и его характеристики
2.Понятие звукозаписи
3.Оцифровка звука
Математические основы информатики
Тексты и кодирование. Равномерные и неравномерные
коды. Условие Фано.

10кл
1. Информация и информационные процессы
Обработка информации
Кодирование информации

Системы счисления

10кл

Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления.

Глава 3. Представление информации в компьютере

Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах
счисления

§ 10. Представление чисел в позиционных системах счисления
1.Общие сведения о системах счисления
2.Позиционные системы счисления
3.Перевод чисел из q-ичной в десятичную систему счисления
§ 11. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую
5.Перевод целого десятичного числа в систему счисления с основанием q
6.Перевод целого десятичного числа в двоичную систему счисления

20

7.Перевод целого числа из системы счисления с основанием p в систему счисления с
основанием q
8.Перевод конечной десятичной дроби в систему счисления с основанием q
9.«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления
§ 12. Арифметические операции в позиционных системах счисления
1.Сложение чисел в системе счисления с основанием q
2.Вычитание чисел в системе счисления с основанием q
3.Умножение чисел в системе счисления с основанием q
4.Деление чисел в системе счисления с основанием q
5.Двоичная арифметика
§ 13. Представление чисел в компьютере
1.Представление целых чисел
2.Представление вещественных
Элементы комбинаторики, теории множеств и
математической логики.

10кл
Глава 4. Элементы теории множеств и алгебры логики

Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры
законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования
логических выражений.

§ 17. Некоторые сведения из теории множеств

Построение логического выражения с данной таблицей
истинности.

2.Операции над множествами

Решение простейших логических уравнений.

1.Понятие множества

3.Мощность множества

21

§ 18. Алгебра логики
1.Логические высказывания и переменные
2.Логические операции
3.Логические выражения
4. Предикаты и их множества истинности
§ 19. Таблицы истинности
1.Построение таблиц истинности
2.Анализ таблиц истинности
§20.Преобразование логических выражений
1.Основные законы алгебры логики
2.Логические функции
3.Составление логического выражения по таблице истинности и его упрощение
§ 21. Элементы схем техники. Логические схемы.
1.Логические элементы
2.Сумматор
3.Триггер
§ 22. Логические задачи и способы их решения
1.Метод рассуждений
2.Задачи о рыцарях и лжецах

22

3.Задачи на сопоставление. Табличный метод
4.Использование таблиц истинности для решения логичеких задач
5.Решение логических задач путём упрощения логических выражений
Дискретные объекты

11 класс

Решение алгоритмических
задач, связанных с
анализом графов (примеры: построения оптимального
пути между вершинами ориентированного ациклического
графа; определения количества различных путей
между вершинами).

Глава 3. Информационное моделирование
§ 10. Модели и моделирование
3. Графы, деревья и таблицы
§ 11. Моделирование на графах

Использование графов, деревьев, списков при
описании объектов и процессов окружающего мира.
Бинарное дерево

1. Алгоритмы нахождения кратчайших путей
Алгоритмы и элементы программирования

Алгоритмические конструкции. Подпрограммы. Рекурсивные
алгоритмы. Табличные величины ( массивы)
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке
программирования

11 класс
Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования
§ 5. Основные сведения об алгоритмах
1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма
2. Способы записи алгоритма
§ 6. Алгоритмические структуры
1. Последовательная алгоритмическая конструкция
2. Ветвящаяся алгоритмическая конструкция
3. Циклическая алгоритмическая конструкция

Составление алгоритмов и их программная реализация

11 класс

23

Этапы решения задач на компьютере.

Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования

Операторы языка программирования, основные конструкции
языка программирования.

§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования
1. Структурная организация данных

Типы и структуры данных. Кодирование базовых
алгоритмических конструкций на выбранном языке
программирования.

2. Некоторые сведения о языке программирования Pascal

Интегрированная среда разработки программ на выбранном
языке программирования.

1. Общие сведения об одномерных массивах

Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и
программ ввыбранной среде программирования.

§ 8. Структурированные типы данных. Массивы

2. Задачи поиска элемента с заданными свойствами
3. Проверка соответствия элементов массива некоторому условию

Приемы отладки программ

4. Удаление и вставка элементов массива

Проверка работоспособности про

5. Перестановка всех элементов массива в обратном порядке

грамм с использованием трассировочных таблиц.

6. Сортировка массива

Разработка и программная реализация алгоритмов решения
типовых задач базового уровня изразличных предметных
областей

§ 9. Структурное программирование

Примеры задач:

2. Вспомогательный алгоритм

– алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из
двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов
и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной
числовой последовательности (или массива);алгоритмы анализа
записей

3. Рекурсивные алгоритмы

1. Общее представление о структурном программировании

4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal

чисел в позиционной системе счисления;
алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД

24

данного натурального числа, проверка числа на простоту
и т. д.);алгоритмы работы с элементами массива с однократным
просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и
удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного
массива в обратном
порядке, суммирование элементов массива, проверка
соответствия элементов массива некоторому условию,
нахождение второго по величине наибольшего (или
наименьшего) значения. Алгоритмы редактирования
текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка
символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки
Анализ алгоритмов

11 класс

Определение возможных результатов работы простейших
алгоритмов управления исполнителями и вычислительных
алгоритмов. Определение исходных данных, при которых
алгоритм может дать требуемый результат.

Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования

Сложность вычисления: количество выполненных операций,
размер используемой памяти;

§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования

зависимость вычислений от размера исходных данных

§ 5. Основные сведения об алгоритмах
3. Понятие сложности алгоритма

3. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц
4. Другие приёмы анализа программ

Математическое моделирование

11 класс

Представление результатов моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком.

Глава 1. Обработка информации в электронных таблицах
11 класс

25

Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).

Глава 3. Информационное моделирование

Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной
теме.

§ 10. Модели и моделирование

Анализ достоверности (правдоподобия) результатов
экспериментов.

1. Общие сведения о моделировании
2. Компьютерное моделирование

Использование сред имитационного моделирования
(виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного
эксперимента в учебной деятельности
Использование программных систем и сервисов
Компьютер — универсальное устройство обработки данных Программная и
аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура
современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные
системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и
обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в
коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные
производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой
задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное
обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их
назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием
интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные
компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и
по выбранной специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и
деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и
задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в
области программного обеспечения. Способы и средства обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ
для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.

10класс
Глава 2. Компьютер и его программное обеспечение
§ 6. История развития вычислительной техники
1.Этапы информационных преобразований в обществе
2.История развития устройств для вычислений
3.Поколения ЭВМ
§7. Основополагающие принципы устройства ЭВМ
1.Принципы Неймана-Лебедева
2.Архитектура персонального компьютера
3.Перспективные направления развития компьютеров
§ 8. Программное обеспечение компьютера
1.Структура программного обеспечения

26

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические
требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование
автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования

2.Системное программное обеспечение
3.Системы программирования
4.Прикладное программное обеспечение
§ 9. Файловая система компьютера
1.Файлы и каталоги
2.Функции файловой системы
3.Файловые структуры
11 кл
Глава 5. Основы социальной информатики
§ 18. Информационное право и
информационная безопасность
1 Правовое регулирование в области информационных ресурсов
2 Правовые нормы использования программного обеспечения

Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Средства
поиска и
автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание
собственных.
Разработка
структуры документа, создание гипертекстового
документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная
публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная
работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство
с
компьютерной версткой текста. Технические средства ввода
текста. Программы распознавания текста, введенного
с
использованием
сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и
распознавания устной речи

10класс
Глава5.
Современные технологии
информационных объектов

создания

и

обработки

§ 23. Текстовые документы
1.Виды текстовых документов
2.Виды программного
информации

обеспечения

для

обработки

текстовой

27

3.Создание текстовых документов на компьютере
4.Средства автоматизации процесса создания документов
5.Совместная работа над документом
6.Оформление реферата как пример автоматизации процесса создания
документов
7.Другие
возможности
информации

автоматизации

Работа с аудиовизуальными данными

10класс

Создание
и
преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений
с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и
микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с
использованием интернет- и мобильных приложений.

Глава5. Современные технологии
формационных объектов

Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций
проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала
в сети

Компьютерная графика и её виды

обработки

создания и

текстовой

обработки

ин-

§ 24. Объекты компьютерной графики

2.Форматы графических файлов
3.Понятие разрешения
4.Цифровая фотография
§ 25. Компьютерные презентации
1.Виды компьютерных презенаций.
2.Создание презентаций

Электронные (динамические) таблицы.

11 класс

Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том
числе — в задачах математического моделирования)

Глава 1. Обработка информации

28

в электронных таблицах
§ 1. Табличный процессор. Основные сведения
1. Объекты табличного процессора и их свойства
2. Некоторые приёмы ввода и редактирования данных
3. Копирование и перемещение данных
§ 2. Редактирование и форматирование в табличном процессоре
1. Редактирование книги и электронной таблицы
2. Форматирование объектов электронной таблицы
§ 3. Встроенные функции и их использование
1. Общие сведения о функциях
2. Математические и статистические функции
3. Логические функции
4. Финансовые функции
5. Текстовые функции
§ 4. Инструменты анализа данных
1. Диаграммы
2. Сортировка данных
3. Фильтрация данных
4. Условное форматирование

29

5. Подбор параметра
Базы данных

11 класс

Реляционные (табличные) базы

Глава 3. Информационное моделирование

данных. Таблица — представление сведений об однотипных объектах.

§ 12. База данных как модель предметной области

Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами.

1. Общие представления об информационных системах

Схема данных. Поиск и выбор в базах данных.

2. Предметная область и её моделирование

Сортировка данных.

3. Представление о моделях данных

Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и 4. Реляционные базы данных
практических задач
§ 13. Системы управления базами данных
1. Этапы разработки базы данных
2. СУБД и их классификация
3. Работа в программной среде СУБД
4. Манипулирование данными в базе данных
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети

11 класс

Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет.
Адресация в сети

Глава 4. Сетевые информационные технологии

Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.

§ 14. Основы построения компьютерных сетей
1. Компьютерные сети и их классификация
2. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей

30

Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером.

3. Работа в локальной сети

Динамические страницы. Разработка интернет-приложений

4. Как устроен Интернет

Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.

5. История появления и развития компьютерных сетей

Деятельность в сети Интернет

§ 15. Службы Интернета

Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков 1. Информационные службы
построения запросов. Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные
сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение 2. Коммуникационные службы
загруженности автомагистралей и т. п.); интернет-торговля; бронирование билетов 3. Сетевой этикет
и гостиниц и т. п.
§ 16. Интернет как глобальная информационная система
1. Всемирная паутина
2. Поиск информации в сети Интернет
3. О достоверности информации, представленной на веб-ресурсах
Социальная информатика Социальные сети — организация коллективного 11 класс
взаимодействия и обмена данными.
Глава 5. Основы социальной информатики
Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
§ 17. Информационное общество
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура.
1. Понятие информационного общества
Государственные электронные сервисы и услуги.
Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы

2. Информационные ресурсы, продукты и услуги
3. Информатизация образования
4. Россия на пути к информационному обществу

Информационная безопасность. Средства защиты информации в
автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и

11 класс

31

компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной
безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое
обеспечение информационной безопасности

Глава 5. Основы социальной информатики
§ 18. Информационное право и информационная безопасность
1. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
2. Правовые нормы использования программного обеспечения
3. О наказаниях за информационные преступления
4. Информационная безопасность
5. Защита информации

Обобщающее повторение – резервные уроки
Подготовка к ВПР и ЕГЭ по информатике. Человек и вычислительная техника в региональном измерении.

Тематическое планирование
№
1

2

Название тематического блока
в соответствии с ПОО СОО
Введение.
Информация и информационные
процессы
Использование
программных систем и сервисов

3

Математические основы информатики

4

Алгоритмы и
элементы программирования
Информационно коммуникационные

5

Название темы
Общее
Информация и информационные процессы
Компьютер и его программное обеспечение
Современные технологии создания и обработки
информационных объектов
Обработка информации в электронных таблицах
Представление информации в компьютере
Элементы теории множеств и алгебры логики
Алгоритмы и элементы программирования
Информационное моделирование
Сетевые информационные технологии

6

Количество часов
Теория
Практика
3
3

5
5

3
3

2
2

6
9
8
9
8
5

2
5
5
5
4
2

4
4
3
4
4
3

32

6

технологии. Работа в информационном
Основы социальной информатики
пространстве
Резерв учебного времени
Итого:

3

2

1

6

2

4

70

35

35

33

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Информатика
В курсе информатики применяется формирующее (критериальное) оценивание
достигаемых образовательных результатов, которое способствует повышению учебной
мотивации школьников и позволяет им управлять процессом собственного учения.
Изучение каждого раздела курса завершается лабораторной работой.
Независимая диагностика образовательных результатов по информатике проводится в
формате ВПР (10 классы) и ЕГЭ (11 класс).
Критерии оценивания контрольных и самостоятельных работ
Характеристики

Баллы

Работа, выполненная полностью без ошибок и недочётов

5

Работа, выполненная полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой
ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

4

Если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более 3
одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой
ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов,
при наличии четырёх-пяти недочётов.
Если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно 2
выполнено менее 2/3 всей работы.
Если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
1
Содержание ответа не соответствует заданию или ответ отсутствует

0

Критерии оценивания лабораторных работ
Характеристики

Баллы

Если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой 5
последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально
монтирует необходимое оборудование;
все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных
результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не 4
более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что 3
позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и
измерения были допущены ошибки.
Если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не 2
позволяет получить правильных результатов.
Если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
1
Содержание ответа не соответствует заданию или ответ отсутствует

0

34

Критерии оценивания развёрнутого письменного ответа на вопрос
Характеристики

Баллы

Вопрос высокого уровня сложности. Ответ верный, исчерпывающий.

5

Вопрос высокого уровня сложности. Ответ верный, но не исчерпывающий.

4

Вопрос высокого уровня сложности. Ответ в целом верный, но не исчерпывающий,
есть неточности.
Вопрос повышенного уровня сложности. Ответ верный, исчерпывающий.
Вопрос повышенного уровня сложности. Ответ верный, но не исчерпывающий.
Вопрос базового уровня сложности. Ответ верный, исчерпывающий.
Вопрос повышенного уровня сложности. Ответ в целом верный, но не
исчерпывающий, есть неточности.
Вопрос базового уровня сложности. Ответ в целом верный, но не исчерпывающий,
есть неточности.
Ответ неверный или отсутствует

3

2
1

0

Критерии оценивания творческой письменной работы (эссе, критика текста, минипроекта)
Характеристики
Раскрыта проблема, обоснована её актуальность и значимость для человека и
общества
Сформулирована собственная позиция по данной проблеме
Приведена верная теоретическая аргументация
Приведены адекватные примеры с опорой на факты общественной жизни,
достижения различных наук и личный социальный опыт
Есть внутреннее смысловое единство, логичность рассуждений, отсутствуют ошибки
и неточности
Все выше приведённые баллы суммируются!

Баллы
0–3
0–3
0–3
0–3
0–3

Задания в формате ВПР, ЕГЭ или олимпиад оцениваются в соответствии с критериями,
разработанными соответственно ФИПИ или оргкомитетами олимпиад.
Командные и индивидуальные проекты оцениваются в соответствии с критериями,
разработанными отдельно для каждого проекта. Эти критерии предполагают оценку содержания
проекта, его презентации и оформления, публичной защиты проекта.
Участие в командных играх оценивается в соответствии с критериями, разработанными
отдельно для каждой игры.
Все критерии могут применяться для внешней оценки, самооценки, взаимооценки.

35

Перевод набранных баллов в отметку по 5-балльной шкале производится одним из двух
способов (по выбору учителя):
1 способ. Отметка выставляется за каждое выполненное задание по схеме:
Для 3-балльных заданий: «5» - 3 балла, «4» - 2 балла, «3» - 1 балл, «2» - 0 баллов.
Для 5-балльных заданий: «5» - 5 баллов, «4» - 4 балла, «3» - 2 - 3 балла, «2» - 0 - 1 балл.
Для 7-балльных заданий: «5» - 6 – 7 баллов, «4» - 4 – 5 баллов, «3» - 3 - 4 балла, «2» - 0
- 2 балла.
Для 10-балльных заданий: «5» - 8 – 10 баллов, «4» - 6 – 7 баллов, «3» - 4 - 5 балла, «2» 0 - 3 балла.
Для 15-балльных заданий: «5» - 13 - 15 баллов, «4» - 10 - 12 баллов, «3» - 5 - 9 баллов,
«2» - 0 - 4 балла.
Перевод в отметку первичных баллов, набранных за практические и контрольные
работы в формате ЕГЭ и ВПР, производится в соответствии со шкалой, установленной
для таких работ.
2 способ. Первичные баллы за все выполненные задания накапливаются на протяжении
изучаемого тематического блока (от 2 до 6 уроков) и по его завершении выставляются
отметки по схеме:
Для 10 - 11 классов: «5» - 30 и более баллов, «4» - от 20 до 29 баллов, «3» - от 10 до 19
баллов, «2» - менее 10 баллов.
Сумма набранных первичных баллов делится на 8 (усреднённое количество заданий в
каждом тематическом блоке), так определяется количество отметок (с учётом правила
математического округления).
Критерии оценивания диагностических работ
За диагностическую работу выставляется отметка по 5-балльной шкале:
«5» - от 81 до 100% правильного выполнения заданий
«4» - от 61 до 80% правильного выполнения заданий
«3» - от 35 до 60% правильного выполнения заданий
«2» - от 0 до 34% правильного выполнения заданий

36


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».