Рабочая программа Право 10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих документов:
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(ФГОС СОО), утвержденный Приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732
 Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением ФУМО по ОО от 12.05.2016 г., протокол № 2/16
 Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ гимназия
№ 37, утверждённая приказом директора от
№
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
 Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. Ч. 1, 2. Учебник для
общеобразовательных организаций/ базовый и углублённый уровни – М.: Русское слово,
2018.
 Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. Ч. 1, 2. Учебник для
общеобразовательных организаций/ базовый и углублённый уровни – М.: Русское слово,
2018.
Изучение учебного курса права на углублённом уровне среднего общего образования
направлено на достижение следующих целей:










достижение выпускниками планируемых образовательных результатов в соответствии с
требованиями ФГОС: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности,
неповторимости;
воспитание патриотизма, гуманизма, уважения к правам и свободам человека,
демократическим принципам общественной жизни;
ознакомление учащихся с важнейшими достижениями современной юриспруденции;
овладение основными методами социального познания, умениями работать с
различными источниками правовой информации;
развитие способностей к самостоятельному анализу общественных явлений, раскрытию
причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных
в ходе изучения курса права, при анализе и оценке современного состояния общества;
формирование системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и
культурных достижениях человечества;
профессиональная ориентация школьников в сфере юриспруденции.

Общая характеристика предмета:
Право – учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания в сфере
юриспруденции. Право в учебном плане социально-гуманитарного профиля дополняет и
углубляет содержание предмета «Обществознание», изучаемого на базовом уровне.
Методологической основой построения курса права является системно-деятельностный
подход к обучению в соответствии с требованиями ФГОС СОО. В этой связи в учебном
процессе применяются следующие образовательные технологии: технология проблемного
диалога, технология развития критического мышления, проектно-исследовательская
технология.
В содержание курса права интегрированы элементы содержания программы
антикоррупционного воспитания школьников, программы противодействия терроризму и
экстремизму.

Предмет «Право» изучается в соответствии с модульно-блочным принципом
организации обучения, что позволяет максимально рационально использовать учебное
время для формирования необходимых умений и навыков и прочного усвоения содержания
курса. Данный принцип отражён в календарно-тематическом планировании.
Предусмотрено обучение с применением дистанционных и электронных
образовательных технологий, а также в связи с объективными обстоятельствами и
актуальными нормативно – правовыми документами, производится корректирование
календарно-тематического планирования за счет резервных уроков, укрупнения
дидактических единиц, объединения близких по содержанию тем уроков.
Рабочая программа рассчитана на 1 часа в неделю в 11А классе и 2 часа в неделю в 11 С
классе, 34 часа в год и 68 часов в год соответственно.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО»
Предметные результаты:
Выпускник научится

Классы

выделять
содержание
различных теорий происхождения
государства;
сравнивать различные формы
государства;
приводить
примеры
различных
элементов
государственного механизма и их
место в общей структуре;
соотносить основные черты
гражданского
общества
и
правового государства;
применять
знания
о
принципах, источниках, нормах,
институтах и отраслях права,
необходимых для ориентации в
российском нормативно-правовом
материале,
для
эффективной
реализации своих прав и законных
интересов;
оценивать роль и значение
права как важного социального
регулятора и элемента культуры
общества;
сравнивать
и
выделять
особенности
и
достоинства
различных
правовых
систем
(семей);
проводить
сравнительный
анализ правовых норм с другими
социальными нормами, выявлять
их соотношение, взаимосвязь и

10

10
10

10

10

10

10

10

Выпускник получит возможность
научиться
проводить
сравнительный
анализ
различных
теорий
государства и права;
дифференцировать
теории
сущности государства по источнику
государственной власти;
сравнивать достоинства и
недостатки различных видов и
способов толкования права;
оценивать тенденции развития
государства
и
права
на
современном этапе;
понимать
необходимость
правового
воспитания
и
противодействия
правовому
нигилизму;
классифицировать
виды
конституций по форме выражения,
по субъектам принятия, по порядку
принятия и изменения;
толковать
государственноправовые явления и процессы;
проводить
сравнительный
анализ особенностей российской
правовой системы и правовых
систем других государств;
различать принципы и виды
правотворчества;
описывать этапы становления
парламентаризма в России;
сравнивать различные виды
избирательных систем;

Классы
10

10

10

10

10

10

10
10

10
10
10

взаимовлияние;
характеризовать особенности
системы российского права;
различать формы реализации
права;
выявлять зависимость уровня
правосознания от уровня правовой
культуры;
оценивать
собственный
возможный вклад в становление и
развитие
правопорядка
и
законности
в
Российской
Федерации;
различать соответствующие
виды
правоотношений,
правонарушений,
юридической
ответственности,
применяемых
санкций, способов восстановления
нарушенных прав;
выявлять
общественную
опасность
коррупции
для
гражданина,
общества
и
государства;
целостно
анализировать
принципы и нормы, регулирующие
государственное
устройство
Российской
Федерации,
конституционный
статус
государственной власти и систему
конституционных прав и свобод в
Российской Федерации, механизмы
реализации и защиты прав граждан
и юридических лиц в соответствии
с
положениями
Конституции
Российской Федерации;
сравнивать
воинскую
обязанность и альтернативную
гражданскую службу;
оценивать
роль
Уполномоченного
по
правам
человека Российской Федерации в
механизме защиты прав человека и
гражданина
в
Российской
Федерации;
характеризовать
систему
органов государственной власти
Российской Федерации в их
единстве
и
системном
взаимодействии;
характеризовать
правовой
статус Президента Российской
Федерации, выделять его основные

10
10
10

10

10

10

10

10

10

10

10

анализировать с точки зрения
международного права проблемы,
возникающие
в
современных
международных отношениях;
анализировать
институт
международно-правового
признания;
выявлять
особенности
международно-правовой
ответственности;
выделять
основные
международно-правовые
акты,
регулирующие
отношения
государств
в
рамках
международного
гуманитарного
права;
оценивать
роль
неправительственных организаций
в деятельности по защите прав
человека в условиях военного
времени;
формулировать особенности
страхования
в
Российской
Федерации,
различать
виды
страхования;
различать
опеку
и
попечительство;
находить
наиболее
оптимальные варианты разрешения
правовых споров, возникающих в
процессе трудовой деятельности;
определять
применимость
норм
финансового
права
в
конкретной правовой ситуации;
характеризовать аудит как
деятельность
по
проведению
проверки финансовой отчетности;
определять
судебную
компетенцию, стратегию и тактику
ведения процесса.

11

11

11

11

11

11

11
11

11

11

11

функции и объяснять их внутри- и
внешнеполитическое значение;
дифференцировать функции
Совета
Федерации
и
Государственной Думы Российской
Федерации;
характеризовать
Правительство
Российской
Федерации как главный орган
исполнительной
власти
в
государстве; раскрывать порядок
формирования
и
структуру
Правительства
Российской
Федерации;
характеризовать
судебную
систему
и
систему
правоохранительных
органов
Российской Федерации;
характеризовать
этапы
законодательного
процесса
и
субъектов
законодательной
инициативы;
выделять
особенности
избирательного
процесса
в
Российской Федерации;
характеризовать
систему
органов местного самоуправления
как
одну
из
основ
конституционного
строя
Российской Федерации;
определять
место
международного
права
в
отраслевой
системе
права;
характеризовать
субъектов
международного права;
различать способы мирного
разрешения споров;
оценивать
социальную
значимость
соблюдения
прав
человека;
сравнивать
механизмы
универсального и регионального
сотрудничества и контроля в
области международной защиты
прав человека;
дифференцировать
участников
вооруженных
конфликтов;
различать
защиту
жертв
войны и защиту гражданских
объектов и культурных ценностей;
называть
виды
запрещенных

10

10

10

10

10

10

11

11
11

11

11

11

средств и методов ведения военных
действий;
выделять
структурные
элементы системы российского
законодательства;
анализировать
различные
гражданско-правовые
явления,
юридические
факты
и
правоотношения
в
сфере
гражданского права;
проводить
сравнительный
анализ организационно-правовых
форм
предпринимательской
деятельности,
выявлять
их
преимущества и недостатки;
целостно описывать порядок
заключения гражданско-правового
договора;
различать
формы
наследования;
различать виды и формы
сделок в Российской Федерации;
выявлять способы защиты
гражданских прав; характеризовать
особенности защиты прав на
результаты
интеллектуальной
деятельности;
анализировать
условия
вступления в брак, характеризовать
порядок и условия регистрации и
расторжения брака;
различать формы воспитания
детей, оставшихся без попечения
родителей;
выделять права и обязанности
членов семьи;
характеризовать
трудовое
право как одну из ведущих
отраслей
российского
права,
определять
правовой
статус
участников
трудовых
правоотношений;
проводить
сравнительный
анализ гражданско-правового и
трудового договоров;
различать рабочее время и
время отдыха, разрешать трудовые
споры правовыми способами;
дифференцировать уголовные
и
административные
правонарушения и наказание за
них;

11

11

11

11

11
11
11

11

11

11
11

11

11

11

проводить
сравнительный
анализ
уголовного
и
административного
видов
ответственности; иллюстрировать
примерами порядок и условия
привлечения
к
уголовной
и
административной ответственности
несовершеннолетних;
целостно
описывать
структуру банковской системы
Российской Федерации;
в практических ситуациях
определять
применимость
налогового
права
Российской
Федерации; выделять объекты и
субъекты
налоговых
правоотношений;
соотносить виды налоговых
правонарушений
с
ответственностью
за
их
совершение;
применять нормы жилищного
законодательства
в
процессе
осуществления своего права на
жилище;
дифференцировать права и
обязанности
участников
образовательного процесса;
проводить
сравнительный
анализ
конституционного,
гражданского,
арбитражного,
уголовного и административного
видов судопроизводства, грамотно
применять правовые нормы для
разрешения конфликтов правовыми
способами;
давать
на
примерах
квалификацию возникающих в
сфере
процессуального
права
правоотношений;
применять правовые знания
для аргументации собственной
позиции в конкретных правовых
ситуациях
с
использованием
нормативных актов;
выявлять
особенности
и
специфику различных юридических
профессий.

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

Метапредметные результаты:

Универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные универсальные учебные действия
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Личностные результаты:

Классы
10 – 11
10 – 11
10 – 11
10 – 11
10 – 11
10 – 11
10 – 11
10 – 11
10 – 11
10 – 11
10 – 11

10 – 11
10 – 11
10 – 11
10 – 11

10 – 11
10 – 11
10 – 11
10 – 11

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения
прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других
людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО»
Право в жизни человека и общества
Теории происхождения государства и права. Право в объективном и субъективном
смысле. Признаки права. Функции права. Система права. Система российского права: элементы
системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Основные
отрасли российского права.
Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования. Источники права.
Правовые системы (семьи). Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов.
Действие нормативно-правовых актов. Право в системе социальных норм. Юридическая
техника. Формы реализации права. Виды и способы толкования права.
Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность, дееспособность и
деликтоспособность. Юридические факты. Гарантии законности и правопорядка.
Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание. Понятие
коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для гражданина,
общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне.
Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Презумпция невиновности.
Государство и право
Признаки государства. Теории сущности государства. Внутренние и внешние функции
государства. Формы государств. Форма правления: монархия и республика. Формы
государственного устройства: унитарные и федеративные государства. Конфедерация.
Политический режим: демократический, антидемократический. Государственный механизм:
структура и принципы. Гражданское общество. Правовое государство.
Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства
Российской Федерации. Источники конституционного права Российской Федерации. Воинская
обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Гражданство
Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения
гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации. Правовые основы
социальной защиты и социального обеспечения. Уполномоченный по правам человека.
Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и альтернативная
гражданская служба. Конституционное судопроизводство.
Система органов государственной власти Российской Федерации. Президент Российской
Федерации: правовой статус, функции и полномочия. Виды парламентов. Федеральное
Собрание Российской Федерации: структура, полномочия и функции. Правительство
Российской Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура.
Основы российского судопроизводства. Структура судебной системы Российской
Федерации. Демократические принципы судопроизводства. Конституционный Суд Российской

Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Система и функции правоохранительных
органов Российской Федерации.
Принципы и виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты
законодательной инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Виды и особенности
избирательных систем. Стадии избирательного процесса. Выборы. Референдум. Система
органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности
органов местного самоуправления.
Основы частного права
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых
отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды
юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Право собственности. Виды
правомочий собственника. Формы собственности.
Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок.
Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт.
Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты гражданских прав.
Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила. Право
на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право,
ноу-хау.
Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии
гражданского процесса. Арбитражное процессуальное право.
Отрасли российского права
Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое
регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок
регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских
прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся
без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья.
Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и
работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу. Трудовой договор:
признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время отдыха.
Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности правового
регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственность.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Финансовое
право. Правовое регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ.
Права и обязанности вкладчиков.
Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и
обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые
правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Жилищные правоотношения. Образовательное право. Права и обязанности участников
образовательного процесса. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные
организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных
образовательных услуг.
Основы публичного права
Источники и субъекты административного права. Метод административного
регулирования. Признаки и виды административного правонарушения. Административная
ответственность и административные наказания.
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его
защиты. Экологические правонарушения.

Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки, виды
и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных
действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры
процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного
производства по делам об административных правонарушениях.
Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи.
Особенности профессиональной деятельности юриста.
Международное право. Основные принципы и источники международного права.
Субъекты международного права. Международно-правовое признание. Мирное разрешение
международных споров. Источники и основания международно-правовой ответственности.
Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав человека. Право на
благоприятную окружающую среду. Права ребенка.
Нарушения прав человека.
Международные договоры о защите прав человека. Международная система защиты прав
человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система защиты прав
человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека. Международная защита
прав человека в условиях военного времени. Источники и принципы международного
гуманитарного права. Международный Комитет Красного Креста. Участники вооруженных
конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защита гражданских объектов
и культурных ценностей. Запрещенные средства и методы ведения военных действий. Правовая
база противодействия терроризму в Российской Федерации.
Обобщающее повторение – резервные уроки
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (раздел «Право»). Решение юридических задач
олимпиадного уровня.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРАВО 11 А КЛАСС (базовый уровень)
№
п/п
1
2
3
4

Тема
Основы частного права.
Отрасли российского права.
Основы публичного права.
Обобщающее повторение – резервные уроки.

Количество
часов
11
8
13
2
ИТОГО 34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРАВО 11 С КЛАСС (углубленный уровень)
№
п/п
1
2
3
4

Тема
Основы частного права.
Отрасли российского права.
Основы публичного права.
Обобщающее повторение – резервные уроки.

Количество
часов
16
18
30
4
ИТОГО 68

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРАВО
В курсе права применяется формирующее (критериальное) оценивание достигаемых
образовательных результатов, которое способствует повышению учебной мотивации
школьников и позволяет им управлять процессом собственного учения.
Изучение каждого раздела курса завершается диагностической работой. В начале
учебного года проводится стартовая диагностическая работа, в течение учебного года –
промежуточные диагностические работы, в конце учебного года – рубежная диагностическая
работа.
Независимая диагностика образовательных результатов по праву проводится в формате
ЕГЭ по обществознанию (раздел «Право») (11 класс).
Критерии оценивания монологического устного ответа, сообщения, доклада
Характеристики
Содержание ответа полностью соответствует заданию, текст связный,
логичный, речь соответствует коммуникативной задаче, фактические ошибки
отсутствуют, даны верные ответы на дополнительные или уточняющие
вопросы
Содержание ответа полностью соответствует заданию, текст связный,
логичный, речь соответствует коммуникативной задаче, есть неточности,
даны верные ответы на дополнительные или уточняющие вопросы
Содержание ответа в целом соответствует заданию, текст связный, речь
соответствует коммуникативной задаче, есть отдельные ошибки, даны в
целом верные ответы на дополнительные или уточняющие вопросы
Содержание ответа частично соответствует заданию, текст не вполне связный,
есть серьёзные ошибки, ответы на дополнительные или уточняющие вопросы
не даны или неверные
Содержание ответа не соответствует заданию, хотя некоторые высказывания
свидетельствуют о наличии общего представления о предмете, есть серьёзные
ошибки, ответы на дополнительные или уточняющие вопросы не даны или
неверные
Содержание ответа не соответствует заданию или ответ отсутствует

Баллы
5

4

3

2

1

0

Критерии оценивания работы в процессе дебатов, дискуссии, деловой игры, семинара
Характеристики
Постоянная
активность,
соответствие
высказываний
содержанию
обсуждаемой темы, отсутствие фактических ошибок, логичная, связная речь,
соответствующая коммуникативной задаче, развёрнутая аргументация,
соблюдение установленных правил совместной работы
Постоянная
активность,
соответствие
высказываний
содержанию
обсуждаемой темы, наличие незначительных ошибок или неточностей,
логичная, связная речь, соответствующая коммуникативной задаче,
недостаточно развёрнутая аргументация, соблюдение установленных правил
совместной работы
Эпизодическая активность, неполное соответствие высказываний содержанию
обсуждаемой темы, наличие фактических ошибок, речь не вполне
соответствующая коммуникативной задаче, слабая аргументация, соблюдение
установленных правил совместной работы
Эпизодическая активность, некоторые высказывания свидетельствуют о

Баллы
8 – 10

6–7

3–5

1–2

наличии общего представления о содержании обсуждаемой темы, речь не
вполне соответствующая коммуникативной задаче, отсутствие аргументации,
неполное соблюдение установленных правил совместной работы
Активность не проявлена или высказывания свидетельствуют о полном 0
непонимании обсуждаемой темы

Критерии оценивания развёрнутого письменного ответа на вопрос
Характеристики
Вопрос высокого уровня сложности. Ответ верный, исчерпывающий.
Вопрос высокого уровня сложности. Ответ верный, но не исчерпывающий.
Вопрос высокого уровня сложности. Ответ в целом верный, но
исчерпывающий, есть неточности.
Вопрос повышенного уровня сложности. Ответ верный, исчерпывающий.
Вопрос повышенного уровня сложности. Ответ верный, но
исчерпывающий.
Вопрос базового уровня сложности. Ответ верный, исчерпывающий.
Вопрос повышенного уровня сложности. Ответ в целом верный, но
исчерпывающий, есть неточности.
Вопрос базового уровня сложности. Ответ в целом верный, но
исчерпывающий, есть неточности.
Ответ неверный или отсутствует

Баллы
5
4
не 3
не 2
не 1
не
0

Критерии оценивания схемы, таблицы, кластера, интеллект-карты
Задание базового уровня сложности
Характеристики
Содержание графической формы полностью соответствует заданию, есть
внутренняя логика, фактические ошибки отсутствуют
Содержание графической формы полностью соответствует заданию, есть
внутренняя логика, есть неточности
Содержание графической формы в целом соответствует заданию, есть
внутренняя логика, есть отдельные ошибки
Содержание графической формы частично соответствует заданию, внутренняя
логика прослеживается не полностью, есть серьёзные ошибки
Содержание графической формы частично соответствует заданию, внутренняя
логика нарушена, есть серьёзные ошибки
Содержание графической формы не соответствует заданию или форма
отсутствует
Задание повышенного уровня сложности
Характеристики
Содержание графической формы полностью соответствует заданию, есть
внутренняя логика, фактические ошибки отсутствуют
Содержание графической формы полностью соответствует заданию, есть
внутренняя логика, есть неточности
Содержание графической формы в целом соответствует заданию, есть
внутренняя логика, есть отдельные ошибки
Содержание графической формы частично соответствует заданию, внутренняя

Баллы
5
4
3
2
1
0

Баллы
6–7
4–5
3–4
2

логика прослеживается не полностью, есть серьёзные ошибки
Содержание графической формы частично соответствует заданию, внутренняя 1
логика нарушена, есть серьёзные ошибки
Содержание графической формы не соответствует заданию или форма 0
отсутствует
Задание высокого уровня сложности
Характеристики
Содержание графической формы полностью соответствует заданию, есть
внутренняя логика, фактические ошибки отсутствуют
Содержание графической формы полностью соответствует заданию, есть
внутренняя логика, есть неточности
Содержание графической формы в целом соответствует заданию, есть
внутренняя логика, есть отдельные ошибки
Содержание графической формы частично соответствует заданию, внутренняя
логика прослеживается не полностью, есть серьёзные ошибки
Содержание графической формы частично соответствует заданию, внутренняя
логика нарушена, есть серьёзные ошибки
Содержание графической формы не соответствует заданию или форма
отсутствует

Баллы
9 – 10
7–8
5–6
3–4
1–2
0

Критерии оценивания творческой письменной работы (эссе, критика текста)
Характеристики
Раскрыта проблема, обоснована её актуальность и значимость для человека и
общества
Сформулирована собственная / верно понята авторская по данной проблеме
Приведена верная теоретическая аргументация
Приведены адекватные примеры с опорой на факты общественной жизни,
достижения различных наук и личный социальный опыт
Есть внутреннее смысловое единство, логичность рассуждений, отсутствуют
ошибки и неточности
Все выше приведённые баллы суммируются!

Баллы
0–3
0–3
0–3
0–3
0–3

Критерии оценивания конспекта
Характеристики
Содержание полностью соответствует заданию, есть внутренняя логика, 5
выделены главные идеи текста, они подкреплены фактами, примерами из
текста
Содержание полностью соответствует заданию, есть внутренняя логика, 4
выделены не все главные идеи текста, они частично подкреплены фактами,
примерами из текста
Содержание в целом соответствует заданию, есть внутренняя логика, но 3
главные идеи не выделены
Содержание частично соответствует заданию, есть внутренняя логика, но 2
главные идеи не выделены
Содержание частично соответствует заданию, отсутствует внутренняя логика, 1
главные идеи не выделены
Содержание не соответствует заданию или конспект отсутствует
0

Баллы

Задания в формате ЕГЭ или олимпиад оцениваются в соответствии с критериями,
разработанными соответственно ФИПИ или оргкомитетами олимпиад.
Командные и индивидуальные проекты оцениваются в соответствии с критериями,
разработанными отдельно для каждого проекта. Эти критерии предполагают оценку
содержания проекта, его презентации и оформления, публичной защиты проекта.
Участие в командных играх оценивается в соответствии с критериями, разработанными
отдельно для каждой игры.
Все критерии могут применяться для внешней оценки, самооценки, взаимооценки.
Перевод набранных баллов в отметку по 5-балльной шкале производится одним из двух
способов (по выбору учителя):
1 способ. Отметка выставляется за каждое выполненное задание по схеме:
Для 3-балльных заданий: «5» - 3 балла, «4» - 2 балла, «3» - 1 балл, «2» - 0 баллов.
Для 5-балльных заданий: «5» - 5 баллов, «4» - 4 балла, «3» - 2 - 3 балла, «2» - 0 - 1
балл.
Для 7-балльных заданий: «5» - 6 – 7 баллов, «4» - 4 – 5 баллов, «3» - 3 - 4 балла, «2» 0 - 2 балла.
Для 10-балльных заданий: «5» - 8 – 10 баллов, «4» - 6 – 7 баллов, «3» - 4 - 5 балла, «2»
- 0 - 3 балла.
Для 15-балльных заданий: «5» - 13 - 15 баллов, «4» - 10 - 12 баллов, «3» - 5 - 9 баллов,
«2» - 0 - 4 балла.
Перевод в отметку первичных баллов, набранных за практические и контрольные
работы в формате ЕГЭ, производится в соответствии со шкалой, установленной для
таких работ.
2 способ. Первичные баллы за все выполненные задания накапливаются на протяжении
изучаемого тематического блока (от 3 до 6 уроков) и по его завершении выставляются
отметки по схеме:
Для 10 – 11 классов: «5» - 30 и более баллов, «4» - от 20 до 29 баллов, «3» - от 10 до
19 баллов, «2» - менее 10 баллов.
Сумма набранных первичных баллов делится на 8 (усреднённое количество заданий в
каждом тематическом блоке), так определяется количество отметок (с учётом
правила математического округления).
Критерии оценивания диагностических работ
За диагностическую работу выставляется отметка по 5-балльной шкале:
«5» - от 81 до 100% правильного выполнения заданий
«4» - от 61 до 80% правильного выполнения заданий
«3» - от 35 до 60% правильного выполнения заданий
«2» - от 0 до 34% правильного выполнения заданий


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».